130 ЛЕТ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
- Подробности
- Опубликовано 15.03.2024 01:59
- Просмотров: 581
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО ЕПИСКОПА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО И НЕРЧИНСКОГО ГЕОРГИЯ (ОРЛОВА) (1894-1898 ГГ.)
(к 130 - летию со дня образования Забайкальской епархии)
Указом Правительствующего Синода от 28 марта 1894 г. объявлено «на основании Высочайшего утвержденного в 12 день сего марта Синодального доклада Епископу Селенгинскому об учреждении особой самостоятельно епархии в пределах гражданского управления Забайкальской областью с наименованием сей епархии Забайкальской и епископом Забайкальским и Нерчинским» [2, л. 1].
Открытие самостоятельной епархии в Забайкальской области оказалось долгим и сложным процессом. Необходимо отметить, что епископ Селенгинский Мелетий (Якимов) сделал многое для того, чтобы Забайкальская епархия появилась и развивалась. Он неоднократно обращался к Синоду с вопросом об образовании в Забайкальской области самостоятельной епархии [5, с. 12].
Так, в «Записке по вопросу об отделении Забайкальской области от Иркутской епархии и образовании из сего края епархии самостоятельной составленной от июня 1885 г.» указано: «Забайкальский край не может быть придатком ни к какому другому краю и какой-либо губернии или области, что очевидно уже из того, что он превосходит населением все соседние края. Его слишком полумиллионное население в пять раз больше всего населения Амурской и Приморской областей вместе, в четыре и многим превосходит население не только Сибирских губерний Иркутской и Енисейской, но и некоторых губерний Европейской России… Остается выразить искреннее желание духовенства и всего вообще православного населения Забайкальской области видеть свой край в равных правах гражданства со всеми самостоятельными провинциями нашей обширной России, которые подают голос о своих нуждах духовных и гражданских непосредственно пред высшим правительством, имел в этом случае несомненные преимущества быстрее получать удовлетворение этих нужд… Удовлетворение многих нужд здешнего духовенства возможно только при нормальном самостоятельном епархиальном управлении краем» [1, лл. 3, 3 об, 18 об., 19, 20 об.]
Таким образом, образование особой самостоятельной Забайкальской епархии требовалось в связи со значительной численностьюправославного населения, большим количеством «иноверцев», огромной протяженностью Иркутской епархии, удаленностью храмов и духовенства по всей территории Забайкальской области и др.[1, л. 52 об.].
Основными задачами епархии являлись укрепление православия в Забайкальской области и его распространение среди коренного населения.
Первым епископом на Забайкальскую кафедру назначен Георгий (Орлов) (1894–1898).Родился в 1840 г. в семье диакона Пензенской епархии. Первое образование получил в Нижне-Ломовском духовном училище, а затем в Пензенской духовной семинарии. В 1858 году поступил в Тобольскую духовную семинарию, где был принят в 5-й класс, как значительно подготовившийся и выдержавший экзамен. В 1859 г. в Томской епархии была открыта духовная семинария, куда и перевелся семинарист Георгий Орлов. В 1860 г. благополучно окончил семинарию со званием студента. В 1870 г. поступил в Московскую Духовную Академию, в которой обучался до 1874 г. со степенью кандидата богословия. 6 апреля 1889 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 24 января 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии [5, c. 15, 16]
С 12 марта 1894 года — епископ новообразованной Забайкальской и Нерчинской епархии.
Первой задачей, которую поставил перед собой епископ Селенгинский Георгий, было личное посещение всех миссионерских станов, укрепление духа православных миссионеров.
С выделением Забайкалья в самостоятельную епархию увеличилось число благочиний к концу 1894 г. их имелось 20 [2, л. 4].
Монастырей в области насчитывалось четыре, из них три мужских: Селенгинский Свято-Троицкий, Посольский Спасо-Преображенский, Чикойский Иоанно-Предтеченский (заштатный); женский – Читинский во имя Пресвятой Богородицы [2, л. 13, 16, 17 об., 19].
Церквей и приходских соборов действовало 148, приписных 106, при казенных и богоугодных заведениях – 4, домовых - 2, кладбищенских - 7 и монастырских – 9. Каменных церквей: соборных – 6, приходских – 32, приписных – 5, тюремных – 2, кладбищенских -3, монастырских – 3, домовых – 1. Молитвенных домов и часовень состояло в епархии 188. В 1894 г. три богодельни: при Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви, при Троицкосавской кладбищенской и при Агинской Иннокентьевской церкви, приписной к Агинской миссионерской Николаевской. Из них первая и вторая содержались подведением частных лиц, а последняя на средства Забайкальской духовной миссии. Призреваемых было: в первой 9 человек, во второй – 14, в третьей – 20 чел [2, л. 20, 20 об.].
В течении 1894 г. осуществлялась постройка 5 деревянных церквей и одной каменной (из них три окончены и вновь освящены) [2, л. 21].
В 1899 г. построены 8 церквей, 7 деревянных часовень, 5 - молитвенных домов [4, лл. 117 об. – 118].
В 1894 г. при 148 приходах состояло: 2 архимандрита, 11 протоиереев, 10 иеромонахов, 152 священника, 38 диаконов и 196 псаломщиков [2, л. 21].
Епископ Георгий выступал за развитие образования в крае, поэтому обязал расходовать на церковные школы средства приходов, чтобы каждый храм вносил свою лепту в развитие школьного дела.
Так, в 1894 г. насчитывалось 82 церковно-приходские школы, из них в Читинском округе – 12, Троицкосавском – 12, Селенгинском – 12, Баргузинском – 4, Верхнеудинском – 20, Акшинском – 8, Нерчинском – 7 и Нерчинско-Заводском – 7. Школы грамоты – 125, из них в Читинском округе – 16, Троицкосавском – 9, Селенгинском – 10, Баргузинском – 1, Верхнеудинском – 21, Акшинском – 10, Нерчинском – 44, Нерчинско-Заводском – 14. За 1894 г. новых церковно-приходских школ открыто – 5 [2, лл. 32 об., 33].
В 1898 – 1899 г. церковно-приходских школ и школ грамоты увеличилось и составило 211 (из них школ грамоты - 80), число учащихся за четыре года с 1895 по 1899 гг.– 5893 чел. [4, л. 62].
Епископ лично искал попечителей и благотворителей для развития школьного дела в Забайкалье, разъясняя значимость образования и духовного просвещения. За первые годы его управления благотворителями на развитие церковных школ было пожертвовано до 45 000 рублей[5, c. 20].
За четыре года служения на епископской кафедре Георгий (Орлов) сделал немало для становления и развития Забайкальской епархии.
Так, 5 июля 1894 г. епископом Георгием была освящена первая в Забайкалье военная церковь во имя св. Терентия, построенная в лагере Читинского гарнизона на средства, собранные офицерами, казаками и простыми солдатами за пять рабочих дней. В августе 1895 г. состоялась закладка церкви в Нерчинской тюрьме во имя благоверного князя Александра Невского [5, c. 19].
В октябре 1894 г. организовал деятельность Забайкальской духовной консистории, упразднив Читинское духовное правление[1, лл. 44, 44 об., 45].
Акт об открытии Забайкальской духовной консистории
(ГАЗК ф. 8, оп. 1, д. 2, лл. 44, 44 об., 45)
Консистория осуществляла административные функции: строительство церквей и школ, ведение хозяйства и финансовых дел, формирование личного состава духовенства. Кроме того, консистория контролировала открытие и закрытие приходов, отводила земельные участки для церквей и монастырей, отвечала за организацию епархиальных съездов и т. д. Она состояла из Присутствия и Канцелярии [5, c. 19].
Впервые в Забайкалье в июле 1895 г. был созван епархиальный Съезд благочинных священников, для того, чтобы определить совместную дальнейшую деятельность по развитию епархии. На заседании Съезда обсуждались вопросы об устройстве в Чите мужского духовного училища, об открытии в Чите совместно с духовным училищем Духовной семинарии. Решая вопрос об открытии семинарии епископ Георгий в 1898 г. приобрел под ее строительство землю (закладка здания состоялась только 15 июня 1914 г.)
В 1895 г. было открыто Забайкальское епархиальное женское училище, как шестиклассное[3, лл. 1-2].
Сообщение в Иркутские епархиальные ведомости об открытии шестиклассного епархиального женского училища в г. Чите в 1895 г.
(ГАЗК ф. 8, оп. 1, д. 11, л. 23, 23 об.)
Основные задачи: подготовка учителей церковно-приходских школ, преподавателей епархиальных училищ; религиозное, нравственное воспитание девушек как будущих жен и помощниц священнослужителей. Воспитанницы находились на полном или частичном содержании епархии[7, с. 350].
Необходимо отметить, что в крае проживали последователи самых различных конфессий. Целью Забайкальской духовной миссии являлось привлечение язычников, ламаистов, раскольников, магометан в лоно Православной церкви и укрепление крещеных инородцев в истинах православной веры.
Миссионерское служение в Забайкальской епархии в 1894 г. проходили 1-протоиерей, 2 иеромонаха и 23 священника. К 1 января 1895 г. в Забайкальской духовной миссии состояло 20 миссионерских станов, 18 миссионеров, 2 сотрудника миссии и 29 миссионерских школ, в которых обучалось 683 человека[2, л. 33 об., 34].
В 1894 г. приняли православие– 119 человек, из них 61 – мужчин, 58 женщин, в том числе 3 человека иудейского вероисповедания, 4 последователи Конфуция [2, лл.35 об.]
2 мая 1898 г. епископ Георгий был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде. Из Петербурга в Читу он уже не возвращался. 27 сентября 1898 г. владыка был назначен епископом Тамбовским и Шацким[5, с. 21].
После перевода епископа ГеоргияЗабайкальскую и Нерчинскую епархию возглавляли: Никанор (Надеждин) (1898 г.),Мефодий (Герасимов) (1898 – 1912 гг.), Иоанн (Смирнов) (1912 – 1916 гг.), Мелетий (Заборовский) (1916 1922 гг.)[6, c. 322].
В 1930 году Забайкальская епархия упразднена. В 1936 году было принято решение упразднить Читинско-Забайкальскую епархию, а её приходы передать в подчинение Иркутской епархии.
В 1948 году решением Священного синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул «Иркутский и Читинский».
Решением Священного синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским.
Источники:
ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края).
- Ф. 8 (Забайкальская духовная консистория). Оп. 1. Д. 2.
- ГАЗК. Ф.8. Оп. 1. Д. 4.
- ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 11
- ГАЗК Ф. 8. Оп. 1, Д. 152.
Литература:
- Волнина Н.Н. Жизнь и служение Забайкальских архиереев (1894–2014 гг.): монография / Н.Н. Волнина, Ю.В. Биктимирова. – Чита : ИП Непомнящих С. Я., 2017. – с. 136.
- ДроботушенкоЕ.В., Читинская и Забайкальская епархия / Е.В. Дроботушенко // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: Наука. Новосибирск – 2006. – c. 526.
- Костюченко Ю.С., Читинское епархиальное женское училище / Ю.С. Костюченко // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: Наука. Новосибирск – 2006. – c. 526.
Материалы подготовила главный архивный отдела ГИР и ИД Касьянова Т.С.