130 ЛЕТ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОГО ЕПИСКОПА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО И НЕРЧИНСКОГО ГЕОРГИЯ (ОРЛОВА) (1894-1898 ГГ.)

Отчет о состоянии Забайкальской епархии за 1894 г.
(ГАЗК ф. 8, оп. 1, д. 4, л. 1)

(к 130 - летию со дня образования Забайкальской епархии)

Указом Правительствующего Синода от 28 марта 1894 г. объявлено «на основании Высочайшего утвержденного в 12 день сего марта Синодального доклада Епископу Селенгинскому об учреждении особой самостоятельно епархии в пределах гражданского управления Забайкальской областью с наименованием сей епархии Забайкальской и епископом Забайкальским и Нерчинским» [2, л. 1].

     Открытие самостоятельной епархии в Забайкальской области оказалось долгим и сложным процессом. Необходимо отметить, что епископ Селенгинский Мелетий (Якимов) сделал многое для того, чтобы Забайкальская епархия появилась и развивалась. Он неоднократно обращался к Синоду с вопросом об образовании в Забайкальской области самостоятельной епархии [5, с. 12].

     Так, в «Записке по вопросу об отделении Забайкальской области от Иркутской епархии и образовании из сего края епархии самостоятельной составленной от июня 1885 г.» указано: «Забайкальский край не может быть придатком ни к какому другому краю и какой-либо губернии или области, что очевидно уже из того, что он превосходит населением все соседние края. Его слишком полумиллионное население в пять раз больше всего населения Амурской и Приморской областей вместе, в четыре и многим превосходит население не только Сибирских губерний Иркутской и Енисейской, но и некоторых губерний Европейской России… Остается выразить искреннее желание духовенства и всего вообще православного населения Забайкальской области видеть свой край в равных правах гражданства со всеми самостоятельными провинциями нашей обширной России, которые подают голос о своих нуждах духовных и гражданских непосредственно пред высшим правительством, имел в этом случае несомненные преимущества быстрее получать удовлетворение этих нужд… Удовлетворение многих нужд здешнего духовенства возможно только при нормальном самостоятельном епархиальном управлении краем» [1, лл. 3, 3 об, 18 об., 19, 20 об.]

     Таким образом, образование особой самостоятельной Забайкальской епархии требовалось в связи со значительной численностьюправославного населения, большим количеством «иноверцев», огромной протяженностью Иркутской епархии, удаленностью храмов и духовенства по всей территории Забайкальской области и др.[1, л. 52 об.].

     Основными задачами епархии являлись укрепление православия в Забайкальской области и его распространение среди коренного населения.

     Первым епископом на Забайкальскую кафедру назначен Георгий (Орлов) (1894–1898).Родился в 1840 г. в семье диакона Пензенской епархии. Первое образование получил в Нижне-Ломовском духовном училище, а затем в Пензенской духовной семинарии. В 1858 году поступил в Тобольскую духовную семинарию, где был принят в 5-й класс, как значительно подготовившийся и выдержавший экзамен. В 1859 г. в Томской епархии была открыта духовная семинария, куда и перевелся семинарист Георгий Орлов. В 1860 г. благополучно окончил семинарию со званием студента. В 1870 г. поступил в Московскую Духовную Академию, в которой обучался до 1874 г. со степенью кандидата богословия. 6 апреля 1889 года пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 24 января 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селенгинским, викарием Иркутской епархии [5, c. 15, 16]

     С 12 марта 1894 года — епископ новообразованной Забайкальской и Нерчинской епархии.

 

 

Еженедельное издание. Иркутские епархиальные ведомости № 9. 6 марта 1893 г.
Прибытие Преосвященнейшего Георгия, епископа Селенгинского,
1-го викария Иркутской епархии из Иркутска в Читу, место его резиденции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первой задачей, которую поставил перед собой епископ Селенгинский Георгий, было личное посещение всех миссионерских станов, укрепление духа православных миссионеров.

С выделением Забайкалья в самостоятельную епархию увеличилось число благочиний к концу 1894 г. их имелось 20 [2, л. 4].

Монастырей в области насчитывалось четыре, из них три мужских: Селенгинский Свято-Троицкий, Посольский Спасо-Преображенский, Чикойский Иоанно-Предтеченский (заштатный); женский – Читинский во имя Пресвятой Богородицы [2, л. 13, 16, 17 об., 19].

Церквей и приходских соборов действовало 148, приписных 106, при казенных и богоугодных заведениях – 4, домовых - 2, кладбищенских - 7 и монастырских – 9. Каменных церквей: соборных – 6, приходских – 32, приписных – 5, тюремных – 2, кладбищенских -3, монастырских – 3, домовых – 1. Молитвенных домов и часовень состояло в епархии 188. В 1894 г. три богодельни: при Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви, при Троицкосавской кладбищенской и при Агинской Иннокентьевской церкви, приписной к Агинской миссионерской Николаевской. Из них первая и вторая содержались подведением частных лиц, а последняя на средства Забайкальской духовной миссии. Призреваемых было: в первой 9 человек, во второй – 14, в третьей – 20 чел [2, л. 20, 20 об.].

В течении 1894 г. осуществлялась постройка 5 деревянных церквей и одной каменной (из них три окончены и вновь освящены) [2, л. 21].

В 1899 г. построены 8 церквей, 7 деревянных часовень, 5 - молитвенных домов [4, лл. 117 об. – 118].

В 1894 г. при 148 приходах состояло: 2 архимандрита, 11 протоиереев, 10 иеромонахов, 152 священника, 38 диаконов и 196 псаломщиков [2, л. 21].

Епископ Георгий выступал за развитие образования в крае, поэтому обязал расходовать на церковные школы средства приходов, чтобы каждый храм вносил свою лепту в развитие школьного дела.

Так, в 1894 г. насчитывалось 82 церковно-приходские школы, из них в Читинском округе – 12, Троицкосавском – 12, Селенгинском – 12, Баргузинском – 4, Верхнеудинском – 20, Акшинском – 8, Нерчинском – 7 и Нерчинско-Заводском – 7. Школы грамоты – 125, из них в Читинском округе – 16, Троицкосавском – 9, Селенгинском – 10, Баргузинском – 1, Верхнеудинском – 21, Акшинском – 10, Нерчинском – 44, Нерчинско-Заводском – 14. За 1894 г. новых церковно-приходских школ открыто – 5 [2, лл. 32 об., 33].

В 1898 – 1899 г. церковно-приходских школ и школ грамоты увеличилось и составило 211 (из них школ грамоты - 80), число учащихся за четыре года с 1895 по 1899 гг.– 5893 чел. [4, л. 62].

Епископ лично искал попечителей и благотворителей для развития школьного дела в Забайкалье, разъясняя значимость образования и духовного просвещения. За первые годы его управления благотворителями на развитие церковных школ было пожертвовано до 45 000 рублей[5, c. 20].

За четыре года служения на епископской кафедре Георгий (Орлов) сделал немало для становления и развития Забайкальской епархии.

Так, 5 июля 1894 г. епископом Георгием была освящена первая в Забайкалье военная церковь во имя св. Терентия, построенная в лагере Читинского гарнизона на средства, собранные офицерами, казаками и простыми солдатами за пять рабочих дней. В августе 1895 г. состоялась закладка церкви в Нерчинской тюрьме во имя благоверного князя Александра Невского [5, c. 19].

В октябре 1894 г. организовал деятельность Забайкальской духовной консистории, упразднив Читинское духовное правление[1, лл. 44, 44 об., 45].

 

Акт об открытии Забайкальской духовной консистории

(ГАЗК ф. 8, оп. 1, д. 2, лл. 44, 44 об., 45)

 

Консистория осуществляла административные функции: строительство церквей и школ, ведение хозяйства и финансовых дел, формирование личного состава духовенства. Кроме того, консистория контролировала открытие и закрытие приходов, отводила земельные участки для церквей и монастырей, отвечала за организацию епархиальных съездов и т. д. Она состояла из Присутствия и Канцелярии [5, c. 19].

Впервые в Забайкалье в июле 1895 г. был созван епархиальный Съезд благочинных священников, для того, чтобы определить совместную дальнейшую деятельность по развитию епархии. На заседании Съезда обсуждались вопросы об устройстве в Чите мужского духовного училища, об открытии в Чите совместно с духовным училищем Духовной семинарии. Решая вопрос об открытии семинарии епископ Георгий в 1898 г. приобрел под ее строительство землю (закладка здания состоялась только 15 июня 1914 г.)

В 1895 г. было открыто Забайкальское епархиальное женское училище, как шестиклассное[3, лл. 1-2].

Сообщение в Иркутские епархиальные ведомости об открытии шестиклассного епархиального женского училища в г. Чите в 1895 г.

(ГАЗК ф. 8, оп. 1, д. 11, л. 23, 23 об.)

 

Основные задачи: подготовка учителей церковно-приходских школ, преподавателей епархиальных училищ; религиозное, нравственное воспитание девушек как будущих жен и помощниц священнослужителей. Воспитанницы находились на полном или частичном содержании епархии[7, с. 350].

Необходимо отметить, что в крае проживали последователи самых различных конфессий. Целью Забайкальской духовной миссии являлось привлечение язычников, ламаистов, раскольников, магометан в лоно Православной церкви и укрепление крещеных инородцев в истинах православной веры.

Миссионерское служение в Забайкальской епархии в 1894 г. проходили 1-протоиерей, 2 иеромонаха и 23 священника. К 1 января 1895 г. в Забайкальской духовной миссии состояло 20 миссионерских станов, 18 миссионеров, 2 сотрудника миссии и 29 миссионерских школ, в которых обучалось 683 человека[2, л. 33 об., 34].

В 1894 г. приняли православие– 119 человек, из них 61 – мужчин, 58 женщин, в том числе 3 человека иудейского вероисповедания, 4 последователи Конфуция [2, лл.35 об.]

2 мая 1898 г. епископ Георгий был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде. Из Петербурга в Читу он уже не возвращался. 27 сентября 1898 г. владыка был назначен епископом Тамбовским и Шацким[5, с. 21].

После перевода епископа ГеоргияЗабайкальскую и Нерчинскую епархию возглавляли: Никанор (Надеждин) (1898 г.),Мефодий (Герасимов) (1898 – 1912 гг.), Иоанн (Смирнов) (1912 – 1916 гг.), Мелетий (Заборовский) (1916 1922 гг.)[6, c. 322].

В 1930 году Забайкальская епархия упразднена. В 1936 году было принято решение упразднить Читинско-Забайкальскую епархию, а её приходы передать в подчинение Иркутской епархии.

В 1948 году решением Священного синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул «Иркутский и Читинский».

Решением Священного синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским.

 

Источники:

ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края).

  1. Ф. 8 (Забайкальская духовная консистория). Оп. 1. Д. 2.
  2. ГАЗК. Ф.8. Оп. 1. Д. 4.
  3. ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 11
  4. ГАЗК Ф. 8. Оп. 1, Д. 152.

Литература:

  1. Волнина Н.Н. Жизнь и служение Забайкальских архиереев (1894–2014 гг.): монография / Н.Н. Волнина, Ю.В. Биктимирова. – Чита : ИП Непомнящих С. Я., 2017. – с. 136.
  2. ДроботушенкоЕ.В., Читинская и Забайкальская епархия / Е.В. Дроботушенко // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: Наука. Новосибирск – 2006. – c. 526.
  3. Костюченко Ю.С., Читинское епархиальное женское училище / Ю.С. Костюченко // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: Наука. Новосибирск – 2006. – c. 526.

Материалы подготовила главный архивный отдела ГИР и ИД Касьянова Т.С.

Joomla templates by a4joomla
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений