ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ ЧИТИНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ
- Подробности
- Опубликовано 29.08.2024 05:12
- Просмотров: 210
ИЗ ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ ЧИТИНСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ
(к 140-летию со дня открытия мужской гимназии в г. Чите)
17 января 1884 г. Император Александр III утвердил решение Государственного Совета об учреждении Читинской мужской гимназии. 30 августа 1884 г. состоялось открытие гимназии. В октябре 1884 г. при ней был открыт пансион.
Отметим, что открытие в Чите мужской гимназии оказалось очень долгим и сложным процессом. Неоднократно обращались с ходатайствами об открытии гимназии в Чите военные губернаторы Забайкальской области. Так в 1861 г. Е.М. Жуковский в своем отчёте по управлению Забайкальем за 1861 г. отмечал, что область крайне нуждается в среднем учебном заведении, и это заявление удостоилось следующей резолюции Государя Императора: «УПР. Мин. Народ. Прос. Сообразить». В феврале 1863 г. проекты и сметы были отправлены в Главное управление Восточной Сибири, но не получили одобрения [1, лл. 1, 2]. В 1864 г. Н. П. Дитмар писал ходатайства об открытии в Чите реальной гимназии. Но область по-прежнему оставалась без среднего учебного заведения.
К вопросу об открытии гимназии в Чите вернулись в 1871 г., после выхода в свет нового «Устава гимназий и прогимназий». В § 3 устава говорилось о необходимости иметь, по крайней мере, одну мужскую гимназию в губернском или областном городе. К этому времени на территории Восточной Сибири мужская гимназия действовала только в Иркутске, между тем женские гимназии уже открылись в Троицкосавске, Верхнеудинске и Нерчинске.
В 1874 г. в Иркутске была создана особая комиссия по вопросу учреждения Читинской мужской гимназии. До 1877 года велась переписка, многие из последующих ходатайств об открытии гимназии в Чите отклонялись Министерством именно потому, что требовалось отпустить из казны сразу крупную сумму на постройку здания.
В 1881 г. Забайкалье возглавил новый губернатор генерал-майор Л.И. Ильяшевич, который с еще большей настойчивостью принялся за осуществление желания жителей Забайкалья и ходатайств предыдущих губернаторов. Благодаря его энергии и умению дело удалось благополучно довести до конца в течение трех лет [9, л.7 об.].
Для ознакомления нового губернатора с ситуацией об открытии в Чите гимназии ему составили записку, содержавшую предысторию. Убедившись, что открытие учебного заведения исключительно на средства казны невозможно в будущем и подвинуть это дело может только земский капитал, собранный с целью уменьшить расходы правительства, генерал-майор Л.И. Ильяшевич обратился ко всему населению Забайкалья с предложением пожертвовать денежные средства на создание гимназического капитала. Первыми откликнулись буряты Агинского и Хоринского ведомств, которые изъявили готовность пожертвовать на гимназию 100 тыс. руб., другие жители области «сочувственно» отнеслись к этому предложению [9, л. 8].
Генерал-губернатор Л.И. Ильяшевич направил в центр телеграмму следующего содержания: «Ваше Высокопревосходительство! Войдите в положение 500 тысячного населения, лишенного всякой возможности дать образование своим детям, - помогите ему. Оно истомлено десятилетними ожиданиями, оно просит, жертвует средства, будет жертвовать средства, будет жертвовать охотно, пусть только удовлетвориться эта первостепенная потребность здешнего края, пусть учредят гимназию, которую имеет даже Благовещенск» [9, л. 9].
В июне 1883 г. состоялось последнее ходатайство генерал-губернатора перед Министерством народного просвещения, который вскоре и вошел с соответствующим представлением в Государственный Совет. 17 ноября 1883 г. Департамент государственной экономии и законов рассмотрел подробное представление Министерства по вопросу об учреждении в Чите гимназии и принял решение учредить в Чите восьмиклассную мужскую гимназию с пансионом при ней, открыв с 1 июля 1884 г. приготовительный, 1-й и 2-й классы и прибавляя затем ежегодно по одному классу [9, л. 12]
17 января 1884 г. император утвердил решение Государственного Совета. После долгих переговоров и благодаря стараниям генерал-губернаторов Восточной Сибири исполнилось заветное желание жителей Забайкалья [9, л. 6].
В первые годы с момента открытия гимназия разместилась в арендуемом одноэтажном доме. С увеличением числа желающих поступить в гимназию временное здание её становилось тесным. Пришло решение надстроить второй этаж, где предполагалось разместить кабинеты для старших классов и рекреационный зал. В отчете за 1886 г. инспектор К.Ф. Бирманн так охарактеризовал временное здание гимназии: «Дом деревянный на каменном фундаменте, довольно теплый, благодаря надстройке второго этажа и окрашенных наружных стен в серый цвет, временное здание гимназии много выиграло в просторе красоте и ныне бесспорно служит украшением города» [3, л. 35].
Строительство основного здания являлось главной задачей для руководства гимназии, в связи с чем 12 июля 1882 г. появился Комитет по устройству и учреждению гимназии под председательством губернатора генерал-майора Л.И. Ильяшевича [9, л. 15].
С мая 1887 г. под наблюдением Комитета началось строительство. В 1888 г. удалось возвести первый этаж главного корпуса гимназии [4, л. 49 об.].
В июне 1891 г. строительство гимназии завершилось. Перевод её в новое здание (16 июня 1891 г.) совпал с важным событием как для всей Сибири, так и для гимназии, в частности – приездом цесаревича Николая.
Возглавил гимназию опытный педагог и руководитель К.Ф. Бирман. 23 апреля 1884 г. по губернаторскому приказу он был командирован в Читу. Уже с 1 июля он стал инспектором открывшейся гимназии, с 1887 г. – её директором.
В последующие годы директорами гимназии были статские советники Николай Михайлович Ганзен, Алексей Сергеевич Еленев, Иван Иванович Чтецов, коллежский советник Михаил Иванович Цветнев и др.
В 1884 -1885 гг. учебном году персонал состоял из инспектора, четырех учителей наук и языков, учителя искусств и четырех служащих [2, л. 14], в 1891 г. - 16 преподавателей (законоучитель, 13 учителей наук и языков, два учителя искусств). Отметим, что большинство преподавателей были выпускниками Санкт-Петербургского и Императорского Казанского университетов, Санкт-Петербургского историко-филологического института, Нежинского историко-филологического института князя Безбородко, Оренбургского учительского института, Иркутской духовной семинарии, Русской филологической семинарии при Лейпцигском университете.
Количество учащихся в гимназии росло с каждым годом: 1886 г. - 81, 1887 г. - 98, 1888 г. - 111, 1889 г. – 114, 1890 г. - 145, 1891 г. – 176, 1892 г. –186, 1893 г. – 186, 1894 г. – 185, 1898 г. –198 человек.
Социальный состав учащихся Читинской мужской гимназии представлен в основном детьми дворян и чиновников. Кроме них учились дети почетных граждан и купцов 1-й и 2-й гильдий, мещан, ремесленников, крестьян, казаков, а также небольшое количество инородцев.
С 1 июля 1890 г. по 17 августа 1903 г. в Читинской мужской гимназии имелись один приготовительный и восемь основных классов. В приготовительный класс принимались дети в возрасте от 8 до 10 лет, в первый класс - от 10 до 12 лет. Дети инородцев (бурят, орочон, тунгусов) могли быть допущены в первый класс в 15-летнем возрасте включительно.
Обучение в гимназии делилось на два полугодия. Учебный план включал следующие предметы: закон божий, русский язык с церковно-славянским и словесность, краткие основания логики, латинский и греческий языки, математика, физика, география, история, чистописание, гимнастика [6, л. 72 об.]. Кроме специальных предметов, преподавались необязательные дисциплины: новые иностранные языки (французский и немецкий), пение, рисование, танцы, гимнастика. За обучение последних, на основании примечания 2 к § 12 Устава гимназий, взималась особая плата: по 5 рублей в полугодие за каждый предмет с ученика, выразившего желание обучаться. Собранная сумма выдавалась преподавателям рисования и танцев в виде вознаграждения [5, л. 92].
Кроме учебной деятельности, в Читинской мужской гимназии большое внимание уделялось воспитательной работе. В праздничные и воскресные дни для учащихся 6-8-х классов устраивались литературные беседы. Темы для выступлений на них касались, как правило, предметов словесности и истории, обсуждались на педагогическом совете.
В 1891 – 1914 гг. состоялось 14 выпусков учащихся Читинской мужской гимназии. В 1891 г. состоялся первый, с основания гимназии, выпуск учеников, окончивших полный курс обучения. По решению педагогического совета 8 гимназистов допустили к испытаниям зрелости. [7, л. 52]. В 1892 г. 9 гимназистов выдержали письменные и устные экзамены и педагогическим советом удостоены аттестата зрелости. Отметим, что один из них награжден золотой медалью, два гимназиста – серебряной и два воспитанника получили одобрение от педагогического совета [8, лл. 26, 26об.]. Учащиеся, окончившие полный курс гимназии, поступали в Петербургский, Московский, Томский, Киевский университеты и др. высшие учебные заведения страны.
Несмотря на все сложности и трудности жизни и обучения в Читинской мужской гимназии, из её стен вышло много видных общественных и политических деятелей, чиновников, ученых, учителей, которые сыграли значительную роль в истории Сибири и России. Гомбожап Цыбиков - востоковед, тибетолог, профессор, путешественник, Иннокентий Николаевич Жуков – талантливый скульптор, замечательный педагог, организатор скаутского движения, позднее реформированного в пионерское, Толстихин Нестор Иванович – учёный-геолог, гидрогеолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный академик РАЕН, Лукашкин Анатолий Стефанович – орнитолог, зоолог и др.
Решением правительства ДВР от 13 января 1921 г. гимназия была закрыта.
Источники:
ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края).
- Ф. 61 (Читинская мужская гимназия). Оп. 1. Д. 1.
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 11.
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 17
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 18
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 28
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 45
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 52
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 54
- ГАЗК. Ф.61. Оп. 1. Д. 2492
#Госархив_75 #Чита #Забайкальский_край #Мужская_гимназия #история