Порт-Артурская гимназия в Чите
- Подробности
- Категория: Статьи 2016
- Опубликовано 25.08.2016 05:49
- Автор: Т.А. Константинова
- Просмотров: 2831
Вошедшая в историю героическая оборона Порт-Артура и появление в 1906 году нового среднего учебного заведения в Чите тесно связаны. В 2016 году этому знаменательному событию исполняется 110 лет. В фондах «Инспектор народных училищ» и «Вторая Читинская женская гимназия» ГАЗК хранятся многочисленные документы, которые позволяют многое узнать о событиях тех далеких дней. Вся история Порт-Артурской гимназии - это годы войн: русско-японской и первой мировой, братоубийственной гражданской, трех революций и японской интервенции. При этом необходимость учить детей оставалась насущной, работали все учебные заведения города. Накопленный практический опыт обучения и воспитания гимназисток интересен и полезен и в начале XXI века, потому что, учили детей «разумному, доброму, вечному».
В 1906 году подавлена первая русская революция. В Читу прибыли отряды генералов Ренненкамфа и Меллер-Закомельского. В городе было неспокойно, начались массовые аресты, допросы, казни активных участников революционных событий. Именно в это время о необходимости открытия в Чите второй Читинской женской гимназии сообщает окружному инспектору народных училищ Приамурского края директор Народных училищ Забайкальской области Петр Николаевич Рябинин. Выдающийся организатор и педагог, очень многое сделал для развития народного образования в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Он сумел отыскать весомые аргументы и убедить вышестоящих руководителей об открытии еще одного среднего учебного заведения. П.Н. Рябинин писал в докладной записке «…С окончанием войны значение Забайкалья, в частности, г. Чита, как военной базы значительно возрастает… благодаря большому сосредоточению войск и областных военных управлений. Несколько лет тому назад возник вопрос о переносе управления Забайкальской железной дороги из Иркутска в Читу… Одним из серьезных доводов «против» был недостаток средних учебных заведений. Открытие в Чите реального училища и второй женской гимназии способствовало бы решению вопроса…» (ГАЗК, ф.4, оп.1, д.81, л.4-4об.). Он отмечал, что в городе из-за войны с Японией быстро увеличивалось количество жителей за счет приезжавших из Харбина, Мукдена, Порт-Артура, Владивостока и даже Хабаровска, и достигло в 1904 году 39 117 человек. Понятно, что значительно увеличивалось количество учащихся, учебные заведения из-за войны переводили в Верхнеудинск, Нерчинск и др. населенные пункты. Всего в Забайкальской области в то время проживали 720 тысяч человек, (там же, л. 3, л. 4). П.Н. Рябинин отмечал: «Пребывание де факто Порт-Артурского реального училища в г. Чите с недостатком персонала и учащихся (в период времени 1904/5 оно находилось при Читинской мужской гимназии. Кредиты на это училище находятся на счету Забайкальской казенной палаты)» (там же). Из Порт-Артура одновременно с реальным училищем, была эвакуирована женская гимназия, ее имущество находилось в первой Читинской женской гимназии, кредиты также были переведены на всякий случай, на счет Забайкальской казенной палаты. П.Н. Рябинин указывал еще одну важную причину для принятия решения об открытии новых учебных заведений: «Забайкалье вместе с Приамурским краем приобретет после войны особенное значение, как окраина, примыкающая к границам Китая, на развитие культуры которой будет иметь огромное влияние такой развитый, энергичный и отважный народ, как японцы. Противостоять влиянию можно только одинаковым с ним орудием – поднятием культуры и знаний среди народонаселения Забайкалья…» (там же, л. 4об.-5). Он проанализировал темпы роста и развития учебных заведений и отметил, что количество учащихся в мужской и женской гимназиях города Читы увеличилось вдвое. В мужской гимназии учились в 1902 году – 222, в 1905 году – 394 гимназиста; в женской гимназии – в 1898 – 238, а в 1905 – 576 гимназисток (там же, л. 3-3 об.). Поэтому потребность в новых ученых заведениях была очевидной.
Приамурский генерал-губернатор, сенатор, генерал-лейтенант Петр Федорович Унтербергер поддержал П.Н. Рябинина и назначил его руководителем Педагогического совета гимназии (там же, л.22). Далее следует рукописный приказ: «Имею честь почтительнейше донести Вашему Превосходительству, что 26 августа сего года после молебна с произнесением многолетий Государю Императору и всему Царствующему дому состоялось открытие 2-й Читинской женской гимназии» (там же, л. 6, л.16). Петр Николаевич Рябинин занимался подбором кадров для нового учебного заведения. Он отправил письмо директору высших женских курсов в Петербург, в котором просил рекомендовать кандидатку на должность начальницы, желательно с педагогическим опытом и знанием новых языков. Городские власти обязались предоставить квартиру и годовое жалованье 1500 рублей (там же, л.13-13об.). Первой начальницей гимназии и учительницей русского языка была назначена Надежда Владимировна Попандопуло. Позже, 22 сентября 1908 года, начальницей гимназии была назначена Ольга Родионовна Депрерадович, по образованию домашняя учительница французского языка. Она работала в этой должности до закрытия гимназии в первой половине 1921 года (там же, д.51, л.31об.; оп.2, д.12, л.1-71).
Первый учебный год начался в 1906-1907 году. Гимназисток встретили учительница географии и истории Елена Михайловна Роттер, учительницы французского языка – Наталья Павловна Борисевич и Наталья Львовна Савич, немецкого языка – Елена Карловна Лундстрем, арифметики и чистописания – Лидия Евангеловна Козлова, математики Софья Дмитриевна Соболева, которая окончила высшие женские курсы в Петрограде в 1906 году. В первые годы работы гимназии учителем рисования был известный художник С. Бирнбаум, Закон Божий преподавал священник Алексей Соболев. Учителем пения был Михаил Михайлович Стороженко, который окончил духовную семинарию в Екатеринославле. Арсений Георгиевич Василевский учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В гимназии служил с 01.09.1907 года, возглавлял работу педагогического совета, был гласным Читинской областной Думы 1917 года, в период с 6 июня по 8 сентября председательствовал в Народном собрании; с 20 октября по 2 ноября 1920 года - член Народного собрания Восточного Забайкалья. Александр Васильевич Харчевников - учитель истории, географии, педагогики, учился в Харьковском университете, работать начал в 1914 году. В годы гражданской войны служил в войсках А.В. Колчака. В 1920 году вернулся в гимназию после демобилизации (там же, д.1, л. 220-221, д.62, л.83, л.34, л.40, л.42об.). В отчете за 1919-1920 учебный год в списке преподавателей 34 человека, из них 14 начали работать в гимназии в первые, после открытия, годы (там же, д.51, л.95-96).
В докладной записке председатель педагогического совета Читинской 2-й женской гимназии Н. Сергиевский сообщает Главному инспектору училищ Восточной Сибири от 18 февраля 1917 года о знании инородческих (подразумевалось иностранных) языков, и постановку школьного дела учителями гимназии в инородческих школах. Он сообщил, что восемь педагогов знают от трех до пяти языков Е.Г. Головачева, Е.К. Лундстрем и Е.М. Роттер готовы поехать в Англию для улучшения знаний английского языка и подготовки к преподаванию его в России, при этом «госпожа Головачева готова преподавать русский язык, при возможности научиться свободно говорить по-английски» (там же, д.48, л.20-21).
В первый год работы гимназии за парты сели 123 гимназистки. Плата за обучение равнялась 40 рублям в год (там же, д.2, л.13, л.18-21, автографы Ф.К. Лундстрема л.6-10). К 1917 году плата за учение достигла 50 рублей в младших классах, 70 рублей в старших. За каждую дополнительную специальность в 8-ом классе доплачивали по 30 рублей. В начале 1919-1920 учебного года в гимназии учились 592 человека, в конце - 522 (там же, д.51, л.88, л.90). Количество учащихся из-за беженцев то увеличивалось, то существенно сокращалось. Учащихся принимали без экзаменов, без учета их реальных знаний по этой же причине резко упала успеваемость до 34%, позже 22%, (там же).
В условиях гражданской войны занятия вели в разных зданиях, в то числе в здании первой Читинской женской гимназии, во вторую смену. Частично занятия проходили в помещении Уездной Земской Управы, в доме Полутова по Большой улице (там же, л.87об.) Количество уроков сократили, программу обязательную выполняли не в полном объеме, в том числе на это исторически сложное время отменили чистописание, рукоделие, рисование, изучение искусств (там же). В последнем 1920-1921 учебном году занятия проводили в собственном помещении (там же, л.91). К этому времени гимназия располагалась в двух зданиях: одно помещение городское (принадлежало первой Читинской женской гимназии, построено в 1881-83гг.), другое – собственное, построено в 1914 году на территории гимназии. Оба здания деревянные, городское помещение использовали бесплатно (там же, д.49, л.8).
Первоначально учебное заведение занимало здание пансиона первой Читинской гимназии, построенное в 1896 году по улице Иркутской. Когда в 1909 году для первой Читинской женской гимназии построили каменное здание, в здание по улице Большой перевели 2-ю гимназию. В последнем официальном отчете за 1919-1920 годы есть информация, о том, что «…гимназия нормально работает в первую смену в собственном помещении, в составе 11-и классов… размещенных в трех отдельных, но близко друг от друга расположенных помещениях. Для старших классов тяжелая обстановка почти влияния не оказала и VII и VIII классы нормально закончили занятия с полным завершением программы по всем предметам, при чем 39 человек закончили семь классов, из них восемь с золотыми и двое с серебряными медалями (там же, д.51, л.97 об.)». В связи с растущей дороговизной, несмотря на тесноту, приходилось сдавать часть помещения построенного в 1914 году, для занятий во вторую смену классы для частной женской гимназии Кашперовой и Молчановой, а также для учащихся Коммерческого училища (там же, д.51, л.29об.-30).
Главный инспектор училищ Восточной Сибири интересовался вопросом, как отразились отголоски революционных событий 1905-1906 годов на выполнении учебной программы первого года обучения. Председатель педсовета В.В. Попов сообщил, что ученицы освоили программу. На первом заседании педагогического совета приняли решение об обязательном преподавании иностранных языков, назначили библиотекаря и секретаря педсовета. Также утвердили программу во всех классах, учительскую нагрузку, назначили учителей-предметников, распределили обязанности членов педсовета. Очень тщательно подбирали литературу и периодические издания для учительской и ученической библиотек. На заседании педагогического совета 21 декабря 1911 года приняли решение выписать журналы «Русская школа», «Вестник послушания», «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Нива», «Природа и люди», журнал МНП, «Новое время» с приложениями, Вестник школьной и математики, «Физика», естественнонаучный журнал «Природа». Для ученической библиотеки выписали издания: «Юная Россия», «Задушевное слово», «Семья и Школа», «Маяк», «Путеводный огонек», «Всходы», «Родник», «Солнышко» (там же, д. 20, л. 15). Такому ассортименту периодических изданий может позавидовать библиотека любого современного учебного заведения. Вопросы подбора учебников, пополнения библиотек решались коллегиально. В 1918 году в гимназии были укомплектованы и работали библиотеки: фундаментальная, ученическая и специальная, предназначенная для учеников подготовительных классов. В фундаментальной насчитывалось 568 наименований в 1286 томах. Стоимость всех книг равнялась 2179 рублям. В кабинете естественных наук находились пособия по анатомии, зоологии, ботанике, минералогии. Не было в достаточном количестве для преподавания химии посуды, реактивов, препаратов. Для преподавания истории, Св. истории, географии использовали в качестве наглядных пособий карты, стереоскопы, стереоскопические картины. Для математики использовали таблицы мер длины и веса, шведские счеты; для преподавания рисования гипсовые модели, сосуды каменного века и др. (там же, д. 51, л.31). В экстремальных условиях гражданской войны библиотеки не пополнялись новыми изданиями, кабинеты физический, графический, естественных наук не пополнялись новыми пособиями. Основные события в жизни преподавательского и ученического коллективов обсуждали на заседаниях педсоветов и вносили в протоколы. Протоколы заседаний первого - 5 сентября 1906 г. и последнего - 31 марта 1921 г. педагогических советов хранятся в деле №1.
Большое внимание руководители и педагоги гимназии уделяли воспитанию сострадания и милосердия у подопечных. Достигалось это разными методами, в том числе организацией и проведением благотворительных мероприятий. Педагогический совет гимназии в 1912 году обратился к военному губернатору за разрешением провести в здании первого Общественного собрания благотворительный вечер в пользу нуждающихся гимназисток. На мероприятие был приглашен военный губернатор Забайкальской области Андрей Иванович Кияшко, который только вступил в новую должность. Рукописное письмо с извинениями, в котором губернатор Андрей Иванович Кияшко объясняет, почему он лично не может присутствовать на благотворительном вечере, хранится в документах фонда. В письме он сообщил о том, что посетят мероприятие жена Елена Ивановна и дочь Наталья, кроме того он сообщил, что послал взнос 25 рублей и 100 рублей выделил «за счет штрафных сумм Забайкальского областного правления на благое дело» (там же, д.31, лл.1-7). Отметим что, его жена и дочь будут расстреляны в Екатеринодаре в 1920 году. Чистой прибыли для нужд родительского комитета собрали 853 рубля 98 копеек, по тем временам это были большие деньги.
В протоколах заседаний педсовета есть подробная информация о том, как внимательно, со знанием дела, решали члены комитета, чем можно помочь девушкам. Решение о выделении денег на одежду, обувь, на частичную или полную оплату за обучение хранится в документах родительского комитета (там же, д.30, л.9-10). В 1912 году педсовет принял решение об освобождение от платы за обучение во втором полугодии 30 учениц (там же, д.20, л.20-21). На заседаниях педагогического совета рассматривались и решались разные, самые неожиданные вопросы. Например, 1-го мая 1914 года обсуждали циркуляр МНП № 10861 о запрете преподавать в учебных заведениях очень модный в то время танец «Танго», соответственно девушкам не рекомендовали танцевать его. В тоже время внимательно обсуждали вопросы - какими книгами награждать лучших учениц. Выбрали книги «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича» (там же, д. 32, л. 92). Выделили для награждения четыре экземпляра. В 1914 году на заседании педагогического совета обсуждали циркуляр МНП о том, что нельзя принимать в гимназию подданных Германии, Австрии, Венгрии. Решали вопрос о посильной помощи по изготовлению различных принадлежностей для нужд военного ведомства и учреждений Красного Креста во время войны, об оказании помощи детям раненых и погибших участников войны (там же, л. 102, л. 106, л. 124). На основании распоряжения императора от 14 августа 1916 года, МНП было принято решение о выделении в каждом правительственном учебном заведении пяти вакансий с названием: «Георгиевские императора Николая II вакансии». Предусматривалось их выделение детям, чьи отцы награждены орденом Св. Георгия и сопричастным к нему Георгиевским крестом, Георгиевским оружием и Георгиевской медалью. Преимущество получали дети убитых и увечных на войне георгиевских кавалерах, и малоимущие (там же, д.50, л.14, л.40).
В 1917 году председатель педагогического совета Н.Сергиевский обращается к председателю родительского комитета протоирею С.Старкову с предложением объединить усилия в воспитании учениц: «Только дружная работа, проникнутая любовью к детям и отечеству, всех родительских комитетов Читы может уберечь детей от тлетворного влияния иллюзионов, театров и т.д. даст общие и интересные занятия и развлечения… для развития здравого взгляда на жизнь…энергии для разумного труда…будущих граждан России…» (там же, д.46, л.39). О том, как революционные события коснулись учениц второй Читинской женской гимназии свидетельствует протокол родительского собрания и обращение к гимназисткам. В январе-феврале 1918 года начинается забастовочное движение в среде учащихся и гимназистов города Читы. Поводом к выступлениям учащихся могло быть любое событие, вплоть до абсурдного. Так забастовку начали учащиеся коммерческого училища, они требовали убрать учителя химии и математики Леонида Анатольевича Кускова, который отличался требовательным и строгим отношением к ученикам. Ученики утверждали, что он «не признает в другом человеке личности и хочет из каждого сделать профессора химии» (там же, д.74, л.136-137). Часть гимназисток приняли решение поддержать «коммерсантов», тогда родители очень не стандартно, очень разумно обратились к своим детям: «Дорогие ученицы! Берегите время и молодые силы для приобретения знаний. Бедная, малокультурная, отставшая от других стран наша Родина дорожит каждым часом правильных занятий учащихся» (там же, л. 135). Обращение продолжает быть актуальным и через сотню лет. Участники родительского собрания считали, что нецелесообразно добиваться любых решений через забастовку, потому что в этом случае страдают учащиеся, теряющие дорогое время, «…родители, лишаются видеть своих детей за занятиями и …Родина, которой нужны люди знаний» (там же).
В начале февраля на совещании родителей под председателем священника С. Старкова было принято решение: «Единодушно присоединится к протесту педагогов против допущения насилия советской власти против школы…» (там же, л.152). На родительское собрание 13 марта 1918 года были приглашены родители всех учебных заведений в здание первой Читинской женской гимназии. Советская власть запретила преподавать Закон Божий во всех учебных заведениях. Обеспокоенные родители решали вопрос «… как быть с религиозным воспитанием наших детей» (там же, л. 152, л. 156). Вскоре Советская власть будет свергнута, атаман Г.М. Семенов вернет все «на круги своя». В учебных заведениях города и Забайкальской области закон Божий будут преподавать, как один из основных предметов учебной программы.
В мае 1919 года в Чите начальница второй женской гимназии обращается к начальнику 3-й японской дивизии и просит оказать содействие в организации экскурсионной поездки в Японию учителей и учеников гимназии. В том числе просит оказать материальную помощь, так как Педагогический Совет предлагает отправить на экскурсию не менее 40-50 человек (там же, д.62, л. 42-43об.). Поездка эта не состоялась. В сентябре население в городе увеличилось за счет беженцев, уходивших от гражданской войны и иностранной интервенции. Председатель педагогического совета Арсений Георгиевич Василевский отмечал, что из-за необходимости дать образование детям беженцев, педагогический совет принял решение увеличить количество параллельных классов. Общее количество учениц возросло до 481 человека. В ноябре 1920 года обучалось 464 девочки (там же, л. 57-57об., л.78). Выросло количество гимназисток и в других учебных заведениях, например в частной женской гимназии О.М. Цимбал-Миклашевской) (там же, л.61).
В условиях гражданской войны почти все здания, где находились учебные заведения, были заняты под госпитали. В здании 2-й Читинской гимназии находился госпиталь имени атамана Семенова. О положении гимназии, об условиях, в которых проходили занятия, красочно рассказывает документ: «Господину Управляющему Забайкальской областью. Честь имею доложить, что для нужд продолжения учебных занятий первой женской гимназии необходимо иметь не менее 4-х классных помещений, комнату для канцелярии и учительскую комнату… Переселенческое управление представляет лишь две комнаты, из которых одну можно перегородить на две части. Для одной классной комнаты, канцелярии и учительской места нет» (там же). Далее сообщалось, что занятия в 7-8-х классах будут проводить в помещении уездной земской управы. Руководитель гимназии просил оказать финансовую помощь под приспособление здания для ведения занятий.
О том, что материальное положение преподавателей было крайне тяжелым, можно сделать вывод, изучая документы декабря 1919 года, направленными в Штаб походного атамана наблюдающему за общедоступными столовыми имени Атамана Семенова: «Служащие вверенной мне гимназии обращаются к Вам с просьбой выдать им карточки на удешевленные обеды: И.М. Маргевич, Г.М. Роттер, Е.Г. Головачева, Л.Н. Топчиева, З.Н. Элерс, К.М. Бунькова… Самым нуждающимся из них является И.М. Маргевич, служащий по вольному найму и хворавший последние два месяца» (там же, л. 71). О тяжелом материальном положении учителей рассказывают и другие документы. В протоколе педсовета гимназии 24 октября 1920 года сообщается: «…всякий закон должен стоять не только на страже интересов учащихся, которыми должен руководить нормально занятый трудами учитель, но и на страже интересов этого учителя, способного заниматься не при одном наличии свободного времени, но и при непременном условии нормального питания… жалованье служащим выписывается так неаккуратно, прожиточный минимум не поспевает за ростом цен…» (там же, л. 87-87об.). Учителя выступали за пересмотр закона о нагрузке и жалованья учителям, принятом накануне.
В программу обучения входили предметы: Закон Божий, русский язык, словесность, математика, физика, математическая география, география, история, алгебра, геометрия, тригонометрия, природоведение, космография, педагогика и гигиена, немецкий, французский и английский и латинский языки, рукоделие, пение и рисование. Постановлением правительства ДВР 29 ноября 1920 года в учебных заведениях отменили преподавание Закона Божия (там же, л. 159, л. 189). Чуть раньше, член Забайкальской Земской управы Леонид Францевич Лундстрем в октябре 1920 года обратился в педагогический совет гимназии с предложением изучить подготовленный проект учреждения педагогической комиссии при Забайкальском областном земстве. В сопроводительной записке он напишет: «Облземуправа, имея целью поставить дело народного образования на должную высоту, в частности, снабдить школы в достаточном количестве учебниками и учебными пособиями – считает необходимым привлечь к разработке педагогических вопросов и по издательству деятелей школы - преподавателей» (там же, д.62, л.171-173). Проект является не только весьма демократичным по своему содержанию, в этом отношении значительно опережает время. Члены отдела предлагали не только изучение, но и сбор материалов по истории, географии, этнографии, экономике, быту народов Сибири. Предполагалось совмещать эту работу с музейной, подготовкой и изданием учебников и наглядных пособий. В проекте много других интересных и нужных предложений. Власть ДВР установится 22 ноября 1920 года. Уже в декабре 1920 года начальнику Читинской второй гимназии сообщат новый адрес Областного Народно-Революционного комитета народного образования ДВР, который располагался на углу Корейской и Аргунской улиц в гостинице Даурия (там же, л.184).
В Забайкалье МНП ДВР в 1921 году начнет реформу народного образования, гимназии будут ликвидированы. Пролетарское государство сделает очень много для образования советских граждан. Вместе с этим классическое среднее образование навсегда останется достоянием русской культуры.
Ведущий архивист отдела НИР
и использования документов,
к.и.н. Т.А. Константинова