Статьи
ЧИТА В ГОДЫ ВОЙНЫ
- Подробности
- Категория: СТАТЬИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
- Просмотров: 11941
Начальник отдела использования документов и НИР Т.П. Казакова
В 1937 году была образована Читинская область. Город Чита, с численностью населения 102555 человек, вновь приобрел статус областного центра, который на тот момент состоял из районов: Чита I, Чита II и Черновский промышленный район. В свою очередь, Чита II территориально подразделялась на две части: западную и восточную. Восточная часть города включала территорию от ул. им. Полины Осипенко и кончая п. Песчанка, западная - от ул. им. П. Осипенко до реки Читинки. В 1941 г. решением облисполкома на территории города были созданы районы: Центральный, Железнодорожный, Черновский и в 1945 г. - Ингодинский. Промышленность города была представлена предприятиями государственными и кооперативными. Наиболее крупными из них были: Читинский паровозовагоноремонтный завод, мельзавод, лесозавод, мелькомбинат, кожевенный завод, овчинно-шубный завод, хлебозавод, спиртзавод, два кирпичных завода, несколько шахт треста Востуголь, ТЭЦ, типография. Другую группу предприятий, занятых производством товаров широкого потребления, составляли артели. Например, артель «Транспорт» осуществляла перевозку грузов; артель «Заря» выпускала мороженое; артель «Работница» занималась пошивом одежды, а артель «Спартак» изготавливала мебель и выпускала валяную обувь (ф. П-3, оп. 1, д. 425, л. 59). Кроме того, в городе находились многие государственные учреждения: обком ВКП(б), облисполком, горком партии, горисполком, почта, телеграф, управление гидрометеослужбы, областной радиоузел, управление железной дороги им. Молотова, трест Востсибуголь, трест Баргузинзолото и другие. Главной проблемой города накануне войны была острая нехватка электроэнергии. Существующие электростанции: ТЭЦ овчинно-шубного завода, коммунальная городская электростанция (ЧЭС), общей мощностью 5900 кВт - не могли обеспечить электроэнергией предприятия города. Электроэнергия подавалась строго по графику и при этом потребность города удовлетворялась только на 25—30 %, при условии, что 50 % квартир отключались. Полностью отсутствовало уличное освещение (ф. П-3, оп. 1, д. 1194, л. 1). Улицы города, протяженностью 140 км, были практически не благоустроены. Замощено было только 9,8 км, т.е. 7,7 % к общему протяжению улиц. Протяженность тротуаров города составляла 240 км, из них асфальтовых, цементно-плиточных и деревянных около 3 км, что составляло около 1 % к их общему протяжению. Город расположен на склонах сопок, поэтому во время дождей улицы, проходящие по склону сопки, становились труднопроходимыми даже для пешеходов, не говоря уже о транспорте. Потоки воды размывали улицы, несли большое количество песка и замывали центральную часть города. Нанесенный песок высыхал, и в ветреную погоду над городом поднимались тучи пыли. Построенные в конце 20-х годов канавы для задержки ливневых вод к 1940 году в основном были размыты и занесены песком. Борьба с песком и пылью, отвод ливневых вод, асфальтирование улиц - главные задачи благоустройства города, которые на тот период решались очень медленно из-за отсутствия средств. Два главных городских района соединялись между собой деревянным мостом через р. Читинку, являющемся не только переправой внутригородского назначения, но и находящимся на основной магистрали движения, так называемом Старомосковском тракте. Из-за долголетней эксплуатации мост пришел в ветхость. Особенно он пострадал в наводнение 1936 года. Его ежегодно ремонтировали, затрачивая на это большие средства, однако движение по нему грузового автотранспорта было связано с большим риском и ограничено. В 1938 году правительство выделило средства на проведение проектно-изыскательских работ по строительству железобетонного моста, который отвечал бы оборонным требованиям и нуждам города (там же, л. 16). Транспортный парк Читинской городской транспортной конторы состоял из 13 автобусов и 10 грузовых машин. Автобусы обеспечивали перевозку пассажиров в областном центре только на 40 % и обслуживали три направления: Чита I — Чита II; Чита II — поселок Кенон; Чита II — поселок Песчанка. Из Антипихи, Черновских Копей, мелькомбината и авиагородка читинцы были вынуждены ходить на работу пешком, проходя расстояние до 9 км. Не удовлетворяли город в перевозке грузов имеющиеся в наличии машины транспортной конторы и те сто автомашин, которые были в ведении городских организаций. Недопоставки нефтепродуктов систематически парализовывали хозяйственную деятельность городских организаций, срывали работы по строительству и благоустройству, не говоря уже о перевозке городского населения. В городе остро не хватало жилья: на одного человека приходилось около трех квадратных метров. Проблема жилья усугублялась большим количеством военных, которые занимали коммунальный жилой фонд (ф. П-3, оп. 1, д. 937, л. 3). Специалисты, приезжающие на работу в город, особенно учителя и врачи, вынуждены были жить в единственной коммунальной гостинице или снимать квартиры в частном секторе. Многие областные организации не имели служебных помещений и для размещения учреждений вынуждены были использовать подвалы и нежилые постройки (ф. П-3, оп. 1, д. 937, л. 3). Не удовлетворяли нужды города и имеющиеся учреждения здравоохранения, образования и культуры. На весь город имелась одна поликлиника, терапевтическая и хирургические больницы, родильный дом, психиатрическая больница, несколько аптечных пунктов. В своей докладной записке первому секретарю ГК ВКП(б) Цареву заведующий культпросветотделом и школами Читинского ГК ВКП(б) Семиусов писал: «...В городе имеется 34 школы, два техникума (фельдшерско-акушерская школа и горный техникум), пединститут». Всего в этих учебных заведениях обучалось 17424 человека, из них в школах - 16754. Из-за нехватки школьных зданий занятия во многих школах велись в три смены. Дошкольных детских учреждений было девять: четыре интерната и пять детских садов. Все они были «малы по кубатуре и количеству комнат», не имели участков для прогулок и развлечений детей. Из-за низкой заработной платы, 160 рублей, остро не хватало квалифицированных кадров. Основными учреждениями культуры были шесть клубов, семь кинотеатров, 84 красных уголка (ф. П-3, оп. 1, д. 520, л. 63). Характеризуя город в начале 1941 года, первый секретарь обкома ВКП(б) И.А. Кузнецов в своей информации И.В. Сталину и В.М. Молотову сообщал: «...Областной город Чита - в отношении благоустройства, наличия культурных учреждений и жилищ является одним из отсталых городов СССР. В городе почти отсутствует водопровод, нет канализации, улицы замощены только на 9 %, население города удовлетворено электроэнергией только на 15 %...» (ф. П-3, оп. 1, д. 937, л. 2) Однако, несмотря на все эти проблемы и трудности, город жил и работал: строились новые цеха заводов, открывались новые предприятия и школы, строилась детская инфекционная больница и кинотеатр на 800 мест. Жители города охотно посещали кинотеатры и клубы, с полной нагрузкой работала единственная библиотека. Всё изменилось с началом войны. Третьего июля прозвучало по радио выступление председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина, в котором была поставлена задача «перестроить всю работу на военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам разгрома врага». Трудящиеся города горячо откликнулись на этот призыв. На митингах и собраниях, которые проходили на каждом предприятии, рабочие и служащие единодушно выразили свою ненависть к фашизму и свое стремление всеми средствами помогать фронту. В документах госархива хранятся заявления тех, кто добровольно уходил на фронт. Это были люди разных возрастов, среди которых большинство составляли комсомольцы и коммунисты. К сожалению, пока по документам госархива не удалось обнаружить точное число горожан, ушедших на фронт добровольно.
Военный отдел обкома ВКП(б) с самого начала войны вел огромную работу по военному обучению граждан и проведению оборонно-массовых мероприятий на всех предприятиях и учреждениях области, руководил сбором средств в фонд обороны страны, сбором и отправкой подарков на фронт. Инициаторами движения по сбору теплых вещей для фронта в г. Чите были Читинский ПВРЗ и шубзавод. Это движение было подхвачено всеми предприятиями и учреждениями области. На 20 октября 1941 г. по городу поступило: полушубков - 739, валенок - 1102 пары, рукавиц меховых - 989, шапок-ушанок - 2273, курток ватных - 1486, брюк ватных - 1839 и много других вещей. Всего 25294 предмета. Люди отдавали последнее (ф. П-1, оп. 1, д. 1192, л. 19).
В фонд обороны поступали средства от воскресников, в проведении которых принимали участие практически все жители города. Школьники активно работали на прополке и уборке сельскохозяйственных культур, в сборе металлолома, в сборе дикорастущих ягод и грибов. Жены рабочих и служащих, работницы предприятий организовали сбор средств для посылки подарков в Красную Армию. Так, работницы ст. Чита — II подготовили 14 посылок весом по 20 кг. Женщинами Железнодорожного района послано было посылок на 14204 рубля (ф. П-1, оп. 1, д. 1192, л. 21). Эти данные взяты из отчета горкома партии на конец 1941 г., однако работа по сбору средств в фонд обороны проводилась все военные годы. Участвуя в нем, жители города внесли свой вклад в разгром врага.
Мобилизация трудящихся города на выполнение и перевыполнение производственных планов предприятиями города, привлечение в производство и обучение новых кадров, проведение обязательного военного обучения населения, сбор средств в фонд обороны страны, развертывание госпиталей - все эти направления стали главными в работе горкома партии. Рабочие всех предприятий брали на себя повышенные обязательства, стараясь работать за себя и тех, кто ушел на фронт. Развернутое социалистическое соревнование стало поистине массовым: лучшие работники предприятий не только хорошо работали сами, выполняя и перевыполняя планы на 200 % и более, но и обучали вновь пришедших и подтягивали отстающих. Ход соревнования освещался в стенных газетах, обсуждался на собраниях. Были учреждены переходящие Красные знамена, организованы фронтовые бригады, Уже к концу 1941 г. коллективным соцсоревнованием были охвачены все рабочие и служащие производственных цехов, а индивидуальным все рабочие. Так, например, на Читинском овчинно-шубном заводе работницы пошивочного цеха Скубеева, Тонких, Галаева, сестры Луневы и рабочие овчинного производства Саранина, Кондратьев, Ахметов выполняли план на 310 %. На ПВРЗ рабочие сборочного цеха Скворцов, Горячкин, Ашихмин уже в июле месяце выполнили нормы на 130 %, а производительность труда по заводу за июль составила 140 %. Лучшие работники Читинского мясокомбината Каманин, Давыдов, Куницын, Борисова перевыполняли взятые обязательства на 200-300 % (ф. П-3, оп. 1, д. 1272, л. 12).
До проведения массовой мобилизации, предприятия города не ощущали всей тяжести войны. Август - сентябрь 1941 г. - период массовой мобилизации людей и транспорта - резко изменили условия работы предприятий. Встала проблема замены тех, кто ушел на фронт, изыскивались внутренние резервы. Бюро ГК ВКП(б) на основе указаний обкома партии от 27.06.41 приняло специальное решение, в котором обязало руководителей промпредприятий и учреждений принять настойчивые меры к обеспечению рабочей силой, в первую очередь за счет дополнительного вовлечения женщин в производство и организации производственного обучения всех вновь принятых на производство. С этой целью на всех предприятиях, учреждениях и по месту жительства приводились собрания с домохозяйками. Уже к концу 1941 г. заявление о готовности в любой момент пойти работать на производство подали 2744 женщины, что позволило предприятиям города, на первом этапе войны, справиться с задачей обеспечения рабочей силой (ф. П-3, оп. 1, д. 1192, л. 46).
С первых месяцев войны предприятия города стали получать специальные заказы от ГКО по изготовлению отдельных видов вооружения для Красной Армии. Так, Читинский паровозовагоноре-монтный завод в короткие сроки изготовил сначала экспериментальные образцы ручных гранат Ф-41 и ротных огнеметов (РОКС-2), а в 1942 г. уже начал их плановый выпуск. Кроме этого от НКПС завод получил задание на оборудование специальных поездов - передвижных авиаремонтных мастерских. Из-за отсутствия многих дефицитных материалов выполнение заказа было задержано всего на несколько дней, а недостающее оборудование изыскали на месте «не в ущерб качеству». Выполнял завод и задание обкома по изготовлению деталей к сельскохозяйственным машинам (ф. П-3, оп. 1, д. 1234, л.л. 34, 19). Читинский спиртоводочный завод уже в августе 1941 г. получил задание: до 10 сентября произвести горючей смеси для 30 тысяч бутылок (ф. П-3, оп. 1, д. 951, л. 26). Строились в городе и новые заводы. В феврале 1942 г. был пущен в эксплуатацию сварочный завод, мощностью 130 м3. Завод поставлял кислород для Петровск-Забайкальского металлургического завода, ремонтного завода, завода № 369, Иркутского механического завода, материального склада железной дороги им. Молотова, завода № 389 г. Черемхово (ф. П-3, оп. 1, д. 1363, л. 49). Этот завод получил задание на поставку для зенитных орудий Забфронта баллонов со сжатым азотом (ф. П-3, оп. 1, д. 1494, л. 35). По линии Наркомата авиационной промышленности в Чите на базе механических мастерских создавали завод № 117, в будущем Читинский машиностроительный завод, который должен изготавливать детали для авиационной промышленности. В кратчайшие сроки силами рабочих и инженерно-технических работников завод был сдан в эксплуатацию и уже в августе - сентябре освоил и производил до 100 наименований деталей для авиационной промышленности (ф. П-3, оп. 1, д. 1420, л. 43). Продукцию оборонного значения выпускал и Читинский овчинно-шубный завод. До войны там изготавливали смешанную продукцию: военные бекеши и жилеты, для гражданского населения - полушубки и дошки меховые. Уже с 3 июля 1941 г. по указанию Главка завод перешел исключительно на пошив бекеш, т.е. полушубков военного образца. Если до войны в день производилось 65 бекеш, то с начала войны их количество увеличилось до 167 штук в день (ф. П-3, оп. 1, д. 1089, л.л. 6, 7). Заработал и электромеханический завод Наркомата электростанций СССР, который изготавливал запчасти для электростанций и производил их ремонт. Однако оборудование городских электростанций, находящихся в ведении Главэнерго Наркомхоза РСФСР, из-за плохого снабжения все больше изнашивалось. Руководство области на протяжении всех военных лет ставило перед правительством вопрос о передаче этих электростанций в ведение Наркомата электростанций и создании Читинского энергоуправления, мотивируя это тем, что 80 % потребителей этих электростанций составляют предприятия союзного подчинения, которые требовали не только бесперебойного обеспечения электроэнергией, но и дальнейшего увеличения ее выработке. Только в сентябре 1944 г. распоряжением СНК СССР № 18584 был создан Читинский энергокомбинат. В его состав вошли Черновская электростанция, теплоэнергоцентраль (ТЭЦ) и 316 км электросетей, распределяющих электроэнергию указанных станций. Создание энергокомбината улучшило руководство энергетическим хозяйством города: были проведены ремонтные работы, увеличен штат инженерно-технических работников, улучшилось снабжение рабочих и служащих электростанций. Уже в первом квартале 1945 г. эти электростанции выработали 11441,1 тыс. кВт, выполнив план на 103,6 % (ф. П-3, оп. 1, д. 2007, л.л. 13-16). Увеличение выработки электроэнергии положительно сказалось на работе предприятий города, которые к концу войны работали практически без срывов.
Не оставались в стороне и артели. Они изготовляли лыжи, спички, деревянные ящики для снарядов, шили и ремонтировали обмундирование и обувь, телеги и сани. Каждое предприятие старалось внести свой вклад в дело разгрома врага.
Уже к 1943 г. разрушительные последствия войны сказались на всех сторонах жизни города. По сведениям горкома партии население города уменьшилось и составило 90227 человек, из них рабочих и служащих — 36727 (в это количество входили и дети старше 12 лет); иждивенцев — 24818; детей до 12 лет — 28732 (ф. П-3, оп. 1, д. 2181, л. 66). Город, как и вся область, плохо снабжался продовольствием. Положение усугублялось тем, что на протяжении нескольких лет был неурожай картофеля и других овощных культур в колхозах, снабжающих город, и на индивидуальнах огородах, из-за чего на рынках города практически не было в продаже сельскохозяйственной продукции. Все больше становилось больных алиментарной дистрофией. Почти полное отсутствие нефтепродуктов и запчастей привело к тому, что тот немногочисленный автопарк, который оставался в городе, простаивал. Основным видом транспорта был гужевой. Для удовлетворения нужд предприятий и организаций города в перевозках ежедневно требовалось 2424 лошади. Однако на начало 1943 г. имелось только 1882 лошади, «из коих непосредственно могли быть привлечены на перевозки 1440 голов» (ф. П-3, оп. 1, д. 1494, л. 53). Из-за отсутствия транспорта предприятия и учреждения города в зиму 1944 - 1945 гг. остались без топлива, которое приходилось вывозить исключительно самовывозом. Однако несмотря ни на что предприятия города, количество которых увеличилось, работали, выполняя производственные задания. Электростанции города наращивали мощности и увеличивали объемы вырабатываемой электроэнергии. В городе работали: авиационный, танкоремонтный, электромеханический, сварочный, овчинно-шубный, кожевенный, паровозоремонтный, два кирпичных и другие заводы. Строились и были пущены в эксплуатацию предприятия легкой и пищевой промышленности: макаронная и спичечная фабрики. Начали добычу угля несколько новых шахт треста Востуголь. Это стало возможным благодаря самоотверженному труду читинцев. Это они сделали всё, чтобы предприятия города не только продолжали работать, но и освоили выпуск военной продукции; посылали на фронт посылки и отдавали в фонд обороны страны последние сбережения; ухаживали за раненными и оказывали помощь семьям фронтовиков и инвалидов войны. Горожане понимали, что без их труда в тылу - не будет победы на фронте.