landscape1.jpglandscape2.jpg

[2014 год] 160 лет со дня начала судоходства по реке Шилке

Во второй половине XIX в. одним из приоритетных направлений российской политики становится - Дальневосточное.  С целью  присоединения Амурского края в 1854 г. была организована первая экспедиция под руководством генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. В своих записках Н.Н. Муравьев-Амурский писал, что благоденствие Восточной Сибири связано с доступом для русских и иностранных судов р. Амура, так как «огромная полоса земли, омываемая рекой Амур и ее притоками» есть лучшая часть Восточной Сибири, без которой остальные ее части будут поражены онемением, что граница по Амуру необходима для того, чтобы «не втерлись какие-либо другие иностранцы между Россией и Китаем».  Именно с подготовкой амурской экспедиции связано и начало строительства первого парохода в Забайкалье «Аргунь» и открытие парового судоходства по р. Шилке.

В начале 1852 г., Управляющий Петровским Горным округом О.А. Дейхман получил предписание генерал-губернатора Н.Н. Муравьева от 26 января  № 320 о введении пароходного сообщения по сибирским рекам и о разрешении на постройку 60-сильного парохода. Руководить постройкой был назначен состоящий при Главном управлении Восточной Сибири титулярный советник М.Г. Шарубин. Уже 20 марта 1852 г.  М.Г. Шарубин сообщал в Петровскую горную контору, что «работы по построению корпуса судна закончены».

 В мае 1852 г. был получен ответ из Морского Штаба при Государе Императоре. Муравьев писал Дейхману: «получил уведомление от начальника Главного Морского Штаба, что Государь Император изволил рассмотреть доставленные мною карты р. Шилки и утвердить сделанное мною распоряжение по заказу машины для предназначенного к плаванию по сей реке парохода и вместе с сим сообщает, что планы, как парохода, так и машины были по поручению Его Светлости рассмотрены в пароходном Комитете. Копию отзыва пароходного Комитета и чертеж железного парохода в 30 сил «Волга», прилагаю при сем, прошу принять в соображение при устройстве парохода и машины. Вместе с этим прошу Вас выслать в Верхнеудинск подробный отчет о состоянии работы машины и корпуса». Вскоре Дейхман получил следующее распоряжение Муравьева: «Вследствие Высочайшего повеления, объявленного мне начальником Главного Морского Штаба, проектированный Вами пароход в 60 сил назначен для плавания по реке Шилке и должен наименован «Аргунь». 9 апреля 1853 г. «приготовленная на Петровском Заводе машина для парохода «Аргунь» была направлена «разобранною в частях для сборки на месте» под руководством капитана 2 ранга П.В. Казакевича и подпоручика Маюрова. С транспортом был направлен мастер Белокрылов». В 1853-начале 1854 гг. из Петровского Завода в Шилкинский Завод паровую машину перевозили частями и устанавливали на судне.

 7 мая 1854 г. в Шилкинский Завод прибыл генерал-губернатор Н.Н. Муравьев. 14 мая (26 мая по новому стилю) пароход «Аргунь» вышел в свой первый рейс во главе  флотилии, состоявшей из шести лодок, четырех вельботов, 18 баркасов, 13 барж, восьми плашкоутов и 29 платов. Этот день стал началом русского парового судоходства по Амуру и началом первого амурского сплава. Это был первый шаг к освоению и заселению амурских земель…

 

  1. ГАЗК, ф. 70, оп. 1, д. 325, лл. 1, 15, 43, 46, 156.
  2. Матханова Н.П.  Генерал-губернаторы Восточной Сибири. – Новосибирск, 1998. - с. 152

 

"Аргунь", Хабаровский краеведческий музей

 

ГАЗК, ф. 1, оп. 1(о), д. 87, л. 1

 

ГАЗК,  ф. 1, оп. 1(о), д. 144, л. 1

 

 

GKU-GAZK 2012
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений