ИЗ ИСТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ФОТОГРАФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
- Подробности
- Опубликовано 18.01.2021 22:42
- Просмотров: 2380
В фондах Государственного архива Забайкальского края хранятся очень важные фотографии, которые не случайно называют историческими. Их всегда интересно рассматривать. Ведь они свидетельства давно минувших дней. Но не менее интересно изучать документы, в которых отражена история фотографии. Именно на них основана предлагаемая вашему вниманию статья.
В 1839 г. французский изобретатель Дагер опубликовал сообщение о новом способе получения изображений, который впоследствии получил наименование фотографии, или светописи. Это открытие поучило широкий резонанс. Во многих уголках мира нашлись энтузиасты, желавшие освоить новое искусство. Например, в России Алексей Греков с успехом применял усовершенствованный им метод Дагера при портретной и ландшафтной съемке.
Фотография довольно быстро попала и в самые глухие уголки Сибири. Имеются упоминания о том, что в Селенгинске художник-декабрист Николай Бестужев увлекался дагеротипией.
В 50- 60 гг XIX в. Забайкалье становится базой для осуществления грандиозных замыслов генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева по освоению и присоединению к России Амурских просторов. Забайкальские казаки активно участвовали в амурских сплавах, заселяли и охраняли новые земли. Н.Н. Муравьев и многие его сподвижники понимали государственную важность научного изучения приобретенных земель, фиксации успехов землепроходцев и ученых. Для этих целей очень хорошо походила фотография. Как раз к тому времени фотографическая техника была улучшена настолько, что позволяла совершать фотографам длительные путешествия, печатать большое количество качественных снимков.
В 1866 г. с разрешения генерал-губернатора Восточной Сибири штаб Восточно-Сибирского военного округа заключил соглашение с прусским подданным бароном Карлом де Брандисом на фотосъемку видов Забайкальской области и мест по реке Амуру. Иностранный фотограф обязался с началом навигации по Шилке совершить путешествие от Сретенска до Николаевска и в случае благоприятной погоды сделать до 200 фотоснимков «по своему усмотрению, а так же по желанию местного начальства». Размер картин должен был быть 30 дюймов в ширину и десять в высоту. К концу года де Брандис обещал предоставить в Иркутске генерал губернатору коллекцию снимков. Фотограф рассчитывал, что у него приобретут по пять экземпляров каждой фотографии. Расценки на его продукцию были такими: за первый экземпляр 10 рублей, за второй — 5 рублей, за третий и последующие - по три рубля серебром.
Специально для экспедиции де Брандиса начальник штаба Кукель приказал руководству Забайкальского казачьего войска сделать лодку с рубкой на два отделения, обеспечить запас весел, снастей, провианта и предоставить гребцов. К фотографу был приставлен сопровождающий — чиновник особых поручений Шумахер, для которого было поручено сделать отдельную лодку.
Лодки строили в Муравьевской гавани. Судно для Брандиса планировалось сделать восьмивесельным и оснастить его специальными приспособлениями для фотографических съемок. К сожалению, в документах Государственного архива Забайкальского края не уточняется, о каких приспособлениях шла речь. Возможно, это были отделения для хранения фотопринадлежностей, платформа для установки штатива. Фотографии де Брандиса пока не выявлены.
В 1872 г. в популярном журнале «Всемирная иллюстрация вышла статья И. Багашева о Нерчинском Заводе. Здесь же опубликована знаменитая гравюра с фотографии Гофмана. Скорее всего автором снимка был иркутский фотограф Август Карлович Гофман. Он получил разрешение на открытие фотографии в 1858 г., в начале 1860-х гг. для совершенствования в фотогографическом искусстве ездил в Европу. А.Х. Гофман одним из первых снимал на улицах Иркутска, совершил фотопутешествия на Байкал и в Забайкалье.
В конце 1860-х-начале 70- х гг, в Нерчинском Заводе побывал первый фотограф Приамурья, купец 2 гильдии Владимир Васильевич Ланин. Несколько фотографий из той поездки хранится в фондах Российской национальной библиотеки. На одной из них он запечатлел вид г. Крестовки, из недр которой было получено первое российское серебро. На переднем плане фотограф разместил группу мальчишек у деревянного забора. Далее просматривается паутинка кривых дорожек и тропинок, ведущих к собору у подножия горы. Рядом с ним белеют административные здания с колоннами. Этот снимок вошел в редкое подарочное издание «Российская империя накануне крушения» (Спб, 2014). Чуть менее известны снимки базарной площади Нерчинского Завода, выполненные Ланиным. На них видны здание с каланчой, торговые лавки, дом именитых купцов Кандинских. Ланин также фотографировал Нерчинск, живописные места вдоль реки Шилки. В 1875-76 гг он совершил путешествие от Охотского моря до Иркутска. В пути снимал виды природы, населенных пунктов, портреты коренных жителей, сценки из их жизни.
Наряду с приезжими фотографами- путешественниками в Забайкалье начинали работать и местные энтузиасты светописи. Одним из них был священник Иоанн Соколов, служивший на Карийских золотых промыслах, где отбывали наказание государственные и политические преступники. Начальство Нерчинской каторги знало об увлечениях священнослужителя и порой обращалось к нему, когда возникала необходимость что-то сфотографировать. Так, в 1877 г генерал-губернатор Восточной Сибири, признал необходимым прилагать фотографии к личным делам преступников выше означенных категорий. Затем Главное управление Восточной Сибири просило руководство Забайкальской области присылать по возможности по дюжине фотопортретов каждого политического и государственного преступника [ГАЗК, ф1 (п.), оп.2, д.188, л.1-1об]. Заведующий нерчинскими ссыльнокаторжными В.О. Кононович, ознакомившись с этим распоряжением, поинтересовался у отца Иоанна, сможет ли тот сделать фотокарточки государственных преступников Захара Богданова, Евгения Семяновского, Михаила Тереньева, Степана Богданова и Ивана Тефтуль. Иоанн Соколов ответил утвердительно и попросил десять рублей за дюжину фотокарточек. Главное управление Восточной Сибири узнав его условиях, приказало снимать только государственных преступников.
К выполнению заказа Иоанн Соколов приступил весной 1878 г. Задержка объяснялась тем, что из -за отсутствия специальных приспособлений для съемки в помещении, пришлось дожидаться тепла, чтобы работать во дворе [ГАЗК, ф1 (п.), оп.2, д.188, л.22]. Среди тех, кого тогда фотографировал отец Иоанн, были знаменитые революционеры Николай Ишутин, Петр Успенский и Алексей Кузнецов. Последний, кстати, отбыв наказание, стал известным фотографом, краеведом и просветителем. Вполне возможно, что встреча с Иоанном Соколовым, оказала некоторое влияние на его решение заняться фотографией.
Фотосъемку на каторге отец Иоанн вряд ли рассматривал как источник стабильных доходов, поскольку всех государственных преступников, направлявшихся за Байкал, фотографировали в Иркутске. Ему же оставалось снять тех, кто уже находился на Каре. Однако в 1879 году в Иркутске произошел пожар, уничтоживший все фотографические ателье города. В Верхнеудинске и Чите тогда таких заведений не было. Поэтому Соколов получил новые заказы на портреты заключенных и ссыльных. В 1880 г. он сделал фотопортреты революционерок Натальи Армфельд, Екатерины Сарандович, Софии Лешерн фон Герцерельд, Марии Кутитонской и Марии Ковалевской.
В одно время с ним в Забайкалье работал фотограф С.Б. Туманов. О его биографии почти ничего неизвестно. В воспоминаниях А.К. Кузнецова есть упоминание об сретенском учителе Туманове, которого уволили за свободолюбивые начинания. Возможно, это и был фотограф Туманов. В конце 1878-1879 гг фотограф Туманов совершил экспедицию по Забайкалью и Дальнему Востоку. В объектив его камеры попали виды Верхнеудинска, Селенгинска, Нерчинска и Читы. Ему принадлежит одна из самых первых фотографий церкви декабристов. На многих пейзажных работах Туманова присутствуют люди — каторжане, крестьяне, казаки, переселенцы. Фотограф тщательно расставлял их и просил замереть на несколько секунд. Если человек во время съемки совершал неосторожное движение, то получался на снимке «размазанным». Но несмотря на эти сложности Туманов стремился запечатлеть образы современников. Итогом трудов Туманова стал альбом, выпущенный в Петербурге. Редчайшие экземпляры этого издания хранятся а архиве Русского географического общества и Французской национальной библиотеке в Париже. Некоторые снимки Туманова использовались для создания гравюр, печатавшихся в популярных изданиях «Всемирная иллюстрация» и «Живописная Россия».
С середины 1880-х гг фотография получает за Байкалом более широкое распространение. В 1885 году А.К. Кузнецов открыл в Нерчинске свое фотоателье, снимал портреты, занимался краеведением, археологией. Среди его студийных работ сделанных в Нерчинске, известностью пользуется групповой портрет братьев Багашевых. Во время экспедиций по краю А.К. Кузнецов пополнял свою фотоколлецкию пейзажами, этнографическими зарисовками. По его инициативе в Нерчинске был открыт краеведческий музей. Под началом А.К. Кузнецова осваивал фотографическое искусство ссыльнопоселенец Н.А. Чарушин. Из Нерчинска Чарушин переселился в Троицкосавск, где открыл собственную фотографию.
В 1889 А.К. Кузнецов переехал в Читу. Там он продолжил фотографическую практику, стал одним из создателей Читинского краеведческого музея и отделения Русского географического общества. Он совершил множество фотоэкспедиций, побывал на Карийских промыслах, в Акатуе, Алгачинской тюрьме, на Кутомарском, Александровсом и Нерчинском заводах. Недалеко от Нерчинского завода сфотографировал виды Горного Зерентуя, тюрьмы, работы и жилища ссыльнокаторжных. Снял он и вид Благодатки, куда в 1826 г. прибыла первая партия декабристов. Всего же за годы долгой и плодотворной работы ему удалось подготовить 11 альбомов, посвященных этнографии, истории строительства Забайкальской железной дороги, Нерчинской каторге, пребыванию в Забайкалье декабристов.
В 1895 году в Чите открыл свое фотоателье иркутский фотограф Василий Николаевич Коновалов. В Забайкалье им была создана целая серия портретов читинцев и видов природы.
Тем временем в Нерчинском Заводе трудился один из первых местных фотографов Николай Михайлович Портнягин. По архивным документам удалось установить, что он родился 11 ноября 1864 года в семье нерчинско-заводского чиновника. Образование получил в Нерчинском горном училище. В 1892 году поступил на службу в Нерчинский горный округ со званием коллежского служителя 2 разряда. Начальство поручило ему преподавание в подготовительном классе горного училища. Чуть позже Портнягин вел уроки русского языка, литературы и географии. В 1900 г стал надзирателем, а через два года заведующим хозяйственной частью училища. Начальник Нерчинского округа Ульрих, характеризовал его как человека деятельного и трудолюбивого[ГАЗК, ф.4, оп7, д.90, л.111]. Несмотря на занятость учитель находил время для своего увлечения — фотографии. Изучал специальную литературу, снимал пейзажи, людей. Для поисков сюжетов использовал командировки и путешествия. Начальство периодически отправляло его сопровождать караваны с золотом до Иркутска. Несколько раз, в 1896, 1898 и 1900 гг, Портнягин брал отпуск в Европейскую Россиию и за границу [ГАЗК, ф.210, оп.3, д.427, л.1-2].
Открытое им в Нерчинском Заводе ателье пользовалось популярностью у земляков. Его частыми клиентами были купцы Лукины, семейство управляющего золотыми приисками Н.М. Жукова. Кроме фотографий у Портнягина можно было купить фотоаппаратуру и получить консультации по фотоискусству.
Н.М. Портнягин увлеченно работал над альбомом «Виды и типы Забайкалья», ездил по местам каторги, фотографировал берега Шилки и город Сретенск. В родном Нерчинском Заводе сделал множество видовых снимков. Помимо обычных для многих фотографов видов центральной части села, он показал окраинные уголки, отдельные усадьбы, улочки. В качестве сюжетов для репортажной съемки выбирал массовые мероприятия. Например восхождение на Крестовую гору в праздник Параскевы пятницы, богослужения, погрузку багажа на паром.
В 1905 г. Портнягин уволился из горного ведомства и переехал в Иркутск. Там он занимался музыкой, много фотографировал, преподавал в мужском духовном училище, губернской гимназии. В 1908 г. организовал и возглавил Иркутское фотографическое общество.
Стоит заметить, что во второй половине XIX в. власти относились настороженно к распространению фотографии в краю ссылки и каторги. Известен случай, когда в 1888 полиция проводила расследование по поводу происхождения фотографии группы государственных преступников партии «Пролетариат», закованных в кандалы. Подозреваемые и возможные свидетели были допрошены на Каре, в Нерчинске, Чите и Верхнеудинске. У верхнеудинского мещанина И.Ф. Кулакова, владевшего фотографией, был даже проведен обыск, но ничего подозрительного у него не было найдено [ГАЗК, ф.1(п), оп.1, д.804, л141]. Все фотографические заведения подлежали учету. Чтобы заниматься фотографией или официально снимать виды края необходимо было получить разрешение военного губернатора. К иностранным фотографам, как например, к упомянутому ранее Брандису или Шарлю Вапро, побывавшего в России в 1892 г., как правило приставляли сопровождающего.
Тем не менее в конце XIX -начале XX в. кроме профессиональных фотографов, издававших альбомы и продававших свою продукцию, были любители, снимавшие для себя. Их имена зачастую неизвестны специалистам, а фотографии хранятся в семейных архивах.
Восхождение на святую гору фото НМ Портнягина
Список источников и литературы
ГАЗК, ф.1(п), оп.1, д.804
ГАЗК, ф.210, оп.3, д.427
ГАЗК, ф.30, оп.2, д.649
ГАЗК, ф.4, оп.7, д.90
ГАЗК, ф1 (п.), оп.2, д.188
Закаблуковская Н.Н., Иманакова Е.Г., Лескова В.М. Фотография// Малая Энциклопедия Забайкалья: Культура: в 2 ч. Ч.2: М-Я/ гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. -Новосибирск: Наука, 2009 — С.323-327
Литвинцев А.Ю. Сретенск в объективе француза. Шарль Вапро// Сретенск. (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»). гл. ред. К.К. Ильковский. - Чита: Заб ГУ, 2014 С. 132-140
Морозов С. Русские путешественники-фотографы.- Москва: Государственное издательство географической литературы, 1953 -184 с.
Мясников А.В. В объективе фотографов// Нерчинский Завод (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»). гл. ред. К.К. Ильковский - Чита: Заб ГУ, 2015 С. 284-292