К 100- ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО «ТУПОЛЕВ»

22 октября отмечается 100-летие со дня создания конструкторского бюро «Туполев», созданное выдающимся советским ученым и авиаконструктором  Андреем Николаевичем Туполевым в 1922 году.

Создание конструкторского бюро оказало огромное влияние на развитие воздушного транспорта страны. Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно, 78 мировых рекордов установлено на его самолётах, выполнено около 30 выдающихся перелётов. А.Н. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные опытно-конструкторские бюро.

В годы Великой Отечественной войны боевые самолеты Туполева составляли основу парка бомбардировочной авиации. Их экипажи воевали все четыре года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 и ТБ-7, созданные в 1942 году, участвовали в финале военных действия в Берлине.

Свой вклад в изготовление запчастей  для самолетов серии СБ  и ИЛ-2 в годы войны внес Читинский машиностроительный завод, который 15 августа 1939 года был организован как одно из предприятий авиационной промышленности завода С-5. А в декабре 1940 г. переименован в завод №117 Народного Комиссариата Авиационной промышленности. Завод изготавливал запасные детали для самолетов до 1943 года, в дальнейшем его профиль изменился, и завод стал выпускать другую продукцию (замки механической блокировки, американские патроны, крепеж, цепи Галля и др.)

Из годового отчета завода №117 за 1943 год

ф. Р-457, оп. 1, д. 1, лл. 1-3

 

На самолетах, разработанных конструкторским бюро А.Н. Туполева, забайкальские летчики принимали участие в боях Великой Отечественной войны, воспоминания о которых хранятся в документах архива. 

 

Глазов Николай Елизарович родился в декабре 1919 г. в г. Шилке Забайкальской области. В Шилке окончил школу, работал на электростанции и одновременно учился в аэроклубе. В 1940 г. окончил Батайскую летную школу. В звании младшего лейтенанта начал службу в истребительном полку, стоявшем на одном из подмосковных аэродромов. Воевал в составе 31-го Гвардейского, истребительного авиационного полка 268-й истребительной авиадивизии. Принимал участие в боях под Москвой, Сталинградом, при форсировании рек Дон и Миус, при освобождении Донбасса. Совершил 537 вылетов, сбил лично 17 вражеских самолетов. Погиб 30 июля 1943 г. Приказом Министра обороны от 13.02.1965 № 34 Глазов Н.Е зачислен навечно в списки первой эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного Никопольского Краснознаменного ордена Суворова полка. Его именем названа улица в г. Шилке. Награжден двумя орденами Ленина, медалью «Золотая Звезда», орденом Отечественной войны I степени. Герой Советского Союза.

ф. П-4307, оп. 1, д. 1507.                      ф. П-4307, оп. 1, д. 1507

Глазов Н.Е. (слева)

 

Блохин Николай Степанович родился 22 мая 1921 в г. Балаково Саратовской области. В декабре 1941 г. окончил Челябинское военное авиационное училище штурманов и был направлен в 36-й запасный авиационный полк, где прошел переучивание по ночным полетам. После курсов был зачислен в 620-й авиационный полк ночных бомбардировщиков 208-й авиадивизии, 2-й воздушной армии, где прослужил до марта 1944 г. Затем был прикомандирован в 56-е отдельное корректировочное авиационное звено при Харьковском округе. С мая 1945 по апрель 1946 гг. служил в 49-м отдельном корректировочном запасном авиаполку. На фронте выполнил 352 боевых вылетов. После войны работал в Ульяновском управлении МГБ, начальником отдела кадров завода «Мелекессхиммаш», мастером механического цеха Приаргунского управления строительства. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Joomla templates by a4joomla
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений