9 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ. ИЗ ИСТОРИИ АВИАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬЯ
- Подробности
- Опубликовано 09.02.2023 11:51
- Просмотров: 576
День гражданской авиации России ежегодно справляют 9 февраля. В 2023 году со дня основания этой отрасли исполняется ровно 100 лет. Гражданская авиация зародилась в России в 20-е годы ХХ века. За несколько десятков лет она прошла долгий и непростой путь – от деревянного биплана до сверхзвукового пассажирского самолета. В 1923 году появилось Российское общество добровольного воздушного флота "Добролет"- предшественник Аэрофлота.
В Забайкалье предпосылками российской и забайкальской гражданской авиации можно считать1910 год. Именно в этом году Иван Николаевич Виноградов – первый пилот-самоучка Забайкалья, поднял над читинским небом самолёт «Блерио».
21 января 1910 года бывший телеграфист станции Оловянная Забайкальской железной дороги Михаил Никифорович Ефимов, после непродолжительного обучения во Франции, сдал экзамен на право управления аэропланом. 15 февраля 1910 года ему первому из русских, аэроклуб Франции вручил диплом пилота– авиатора. Так в России появился первый дипломированный летчик. 8 марта 1910 года на одесском ипподроме он выполнил первый в России демонстративный полет на самолете французского производства «Фарман».
Вскоре авиационная волна дошла до Забайкалья. 7 августа 1910 года в Чите было организовано авиационное товарищество. В это время по стране, начиная от полетов Ефимова, проходила и рекламировалась авиационная неделя. Газета «Забайкальские областные ведомости» активно освещала события, связанные с полетами зарубежных и отечественных авиаторов. Так, у членов будущего авиационного товарищества возникла мысль создать товарищество, приобрести самолет, найти летчика и организовать полеты. На парижском аэродроме, откомандированный во Францию инженер Поляков, приобрел самолет «Блерио», который был направлен в Читу по железной дороге. После долгих поисков товариществом опытного авиатора, который обладал бы хорошими навыками управления и согласился бы на показательные полеты, свою помощь предложил известный в Чите велогонщик и механик Иван Виноградов. К тому времени 34- летний И.Н. Виноградов уже был увлечен авиацией, выписывал журналы авиационные журналы «Аэро», «Воздухоплаватель» и другие. Но, все это было лишь изучением теории, пока в начале августа 1910 года на ипподроме Читинского бегового общества не появился «Блерио». С этого момента началось его самостоятельное обучение летному делу и освоение аэроплана. В последнюю неделю августа, во время авиационной недели, Иван Николаевич Виноградов уже демонстрировал показательный полет. Этот момент заснял читинский оператор и киномеханик Н.Б. Родзиминский. Его сюжет под названием «Полет на аэроплане забайкальского казака» с успехом прошел по всей России.
Имя забайкальского пионера Ивана Николаевича Виноградова увековечено на башне с часами в микрорайоне Октябрьском в 2010 году. На этом месте в 1910 году размещался ипподром Читинского бегового общества, где и был проведен знаменитый полет.
Подробно об истории гражданской авиации нашего края вы можете узнать с помощью книг Бориса Георгиевича Родикова - ветерана военно-воздушных сил, полковника в отставке, краеведа, исследователя истории авиации Забайкалья, члена Союза журналистов России.
Информация подготовлена на основе материалов статьи Б. Родикова «Забайкальские авиаторы на фронтах первой мировой войны», опубликованной в Забайкальском историческом журнале «Хронограф» (2014). Фотографии, иллюстрации из открытых источников.