К ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА «САГААЛГАН»
- Подробности
- Опубликовано 20.02.2023 04:15
- Просмотров: 692
С праздником Белого месяца, дорогие забайкальцы!
Сагаалган – это праздник Белого месяца, который знаменует встречу Нового года по лунному календарю. Он имеет очень древние и прекрасные традиции.
Выдающийся российский ученый-востоковед, общественный деятель, просветитель бурятского народа, наш земляк – Г. Цыбиков в 1924-1928 гг. активно занимался и научной и общественной деятельностью. Монгольский дневник Г.Ц. Цыбикова содержит интересные сведения о политическом положении в МНР, развитие культуры и науки, он подмечал изменения в социальной и культурной жизни монгольского народа. Особенно интересно рассказать о его заметках о праздновании «Цагалгана». В его личном фонде хранится небольшая рукопись «О национальных праздниках бурят» – на 18 листа формата небольшого альбома рукой ученого, химическим карандашом написана короткая история народного праздника. Можно предположить, что работу он писал во время поездки, когда у него появилось свободное время. Первоначально он размышляет о том, нужны ли при социализме национальные праздники: «…в конечном итоге человечество, придя к социализму, не будет знать национальных подразделений, как теперь, а будет состоять из одних только трудящихся с днями правильного отдыха и немногими днями воспоминаний о великих событиях и выдающихся своими делами на общечеловеческое благо знаменитых людей » (ГАЗК , ф.Р-1683, оп.1, д.60, л.2). Далее он продолжает писать о том, что из культурных традиций прошлого оставлены два праздника – «Цагалган» и «Сур харбан». Он напоминает, что ранее цагалган был традиционным новым годом у бурят и праздновали его во время близкое к русскому празднику Покрова пресвятой богородицы – поздней осенью. Г.Ц. Цыбиков написал в черновом варианте что: «Это время, когда уже минует тепло, время запасания молочных продуктов и роста свежего приплода скота… когда начинается сковывание льдом ручейков, речек и рек, когда появляются все признаки, что скоро наступит суровое время года, богатое природными невзгодами. В это время кочевники прощались с привольной жизнью и проведенным сезоном молочных продуктов. Делали визиты к друг другу и допивали последний молочный продукты своего хозяйства и араку… Но затем не без влияния китайской и других культур «цагалган» был перенесен на начало весны, когда природа дает, хотя в начале слабые, признаки своему пробуждению» (там же, л.8-10). Перенеся время празднования нового года с осени на конец зимы, монголы оставили название праздника – «цагалган», что в переводе означает творожный месяц. Все восточные народы исчисляют время по лунным месяцам, лунный месяц отстает от годового оборота земли, так как имеет 29 ½ суток. Накапливается время и у восточных народов в високосный год имеет 13 месяцев. Г.Ц. Цыбиков писал, что в ламаизме приспособились в этот праздник проводить особые торжественные богослужения - 30 числа последней зимней луны, когда в дацанах читают всю ночь молитве Лхаме, «Небесной деве», которая в эту ночь проводит ревизию вселенной. Также ламы установили накануне 30 числа сжигать «дугжубу», которая символизирует все прегрешения человека за прошедший год. Утром все монахи, послушники освобождаются от своих духовных обязанностей и могут проводить вместе со всеми время в развлечениях. Новый год празднуют в течении месяца – столько времени необходимо было бурятам объехать все кочевья и навестить сородичей и друзей, поздравляя их с праздником. Заканчивает Г.Ц. Цыбиков статью, что в 1926 году праздник праздновали 11-12 февраля…, в 2023 году «цагалган» в Забайкальском крае будет праздноваться 21 февраля.