[2016 год] 225 лет со дня рождения декабриста Николая Александровича Бестужева

Декабрист капитан-лейтенант Николай Александрович Бестужев родился 13 апреля 1791 года в Санкт-Петербурге. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. Это был высокообразованный и разносторонний человек - историограф,  писатель, критик, изобретатель и художник.  Он служил в Адмиралтейском департаменте, при нем организовал литографию и за это 7 февраля 1823 года награжден Орденом Святого Владимира 4-й степени. В  1824 году принял участие в плаванье на фрегате «Проворный» в качестве историографа во Францию и Гибралтар. Работал  над историей русского флота, являлся директором Адмиралтейского музея. Спектр его талантов и увлечений был весьма разнообразным - член Вольного общества любителей русской словесности, Вольного общества учреждения училищ, Вольного экономического общества, Общества поощрения художников. Н.А. Бестужев активно сотрудничал с журналами «Полярная звезда», «Сын Отечества», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и др. Уже, будучи с 1824 года членом Северного общества, написал проект  «Манифеста к русскому народу». В восстании на Сенатской площади проявил большую активность. Николай Александрович Бестужев был осужден по 2-му разряду и по конфирмации 10  июля 1826 года приговорен в каторжную работу вечно. В Читинский острог был доставлен 13 декабря 1827 года.  В сентябре 1930 года декабриста перевели в специально построенную тюрьму  Петровского Завода.  За 12 лет пребывания на каторге Бестужев создал целую  галерею портретов декабристов, их жен и детей, городских жителей, виды Читы  и Петровского Завода. Сохранившаяся до наших дней неразрозненная коллекция из 76 портретов декабристов, написанных Бестужевым - это та часть его творчества, которую он определил в свое время оставить лично у себя. После его смерти портретная галерея хранилась уже в Москве у его сестры Елены Александровны Бестужевой, ею же  была продана московскому издателю-просветителю и коллекционеру картин русских художников Козьме Терентьевичу Солдатенкову, потом оказалась у его помощника. И только 90 лет спустя после смерти Бестужева коллекцию декабристских портретов отыскал, исследовал и опубликовал доктор искусствоведения Илья Самойлович Зильберштейн. До того времени как портреты были найдены они нигде не экспонировались, не находились на свету, потому акварели не выцвели и находятся в хорошем физическом состоянии. Из основного собрания, датированного 1837 г., есть превосходные портреты, как оценивали современники, написанные  «с изумительным сходством». Интересен тот факт, что портреты, за небольшим исключением, подписаны теми, кто на них изображен. Бестужев хотел не только сохранить в памяти для следующих поколений облик первых русских революционеров, но и сохранить их собственноручную подпись. Значение портретного наследия Николая Александровича Бестужева велико еще и тем, что внешность большинства декабристов известна нам только по портретам, написанным им на каторге.

        В 1939 году Н.А. Бестужев был переведен на поселение в г. Селенгинск. Здесь он разрабатывал новую конструкцию хронометра, усовершенствовал ружейный замок, шил обувь. Он также был мастером ювелирных и часовых дел, токарем по метлу и дереву, обучал товарищей и местных жителей шить сапоги и закаливать сталь, проводил регулярные метеорологические, сейсмические и астрономические наблюдения, изучал особенности климата Забайкалья, влияющие на условия роста сельскохозяйственных культур и сенокосных трав. Н.А. Бестужев интересовался ритмами природных процессов, занимался огородничеством, выращивал табак и арбузы, пытался внедрить тонкорунное овцеводство. Декабрист отмечал неконтролируемое истребление лесов, вызывающее обмеление болот, рек и снижение урожайности сельскохозяйственных культур, он обратил внимание на следы оросительных систем у первых земледельцев Забайкалья, на петроглифы по реке Селенга. По результатам исследований природы в бассейне Гусиного озера, хозяйства и различных обрядов бурят опубликовал очерк «Гусиное озеро». Наконец, изобрел широко распространившиеся, так называемые «бестужевскую печь» и экипаж. Он - автор ряда статей по археологии, этнографии, экономике, а также и литературных произведений о роли народа в истории, это - повесть «Русский в Париже в 1814 году», «Заметки о войне 1812 года».  «Воспоминания о Рылееве» - лучшее произведение Забайкальского периода, раскрывающее образ романтического героя, которое А.И. Герцен публиковал в 1860 году за границей.

        В Селенгинск в 1847 году, после смерти матери братьев Бестужевых Прасковьи Михайловны, приехали их сестры - Елена, Мария и Ольга. Ведение домашнего хозяйства перешло в руки Елены Александровны.

        Гражданская жена Николая Александровича - местная жительница бурятка Сабилаева - родила двоих детей. Сын  Алексей, стал крупным сибирским купцом и промышленником, выполнял и дипломатические поручения. Дочь Екатерина (в замужестве Гомбоева) впоследствии жила и умерла в г. Харбине, будучи уже в  преклонном возрасте. И Алексей, и Екатерина носили  фамилию селенгинского купца Дмитрия  Дмитриевича Старцева.

        При поездке в Иркутск через Байкал Николай Александрович Бестужев сильно простудился и, проболев около месяца,  15 мая 1855 года умер в г. Селенгинске. Декабрист не дожил год до выхода Манифеста 26 августа 1856 года, когда были «по случаю коронования Государя Императора высочайше дарованы милости» лицам, осужденным по приговору Верховного уголовного суда «за прикосновенность к тайным обществам»

 

Л.М. Карчанова

начальник НИР и ИД

 

Автопортрет Н.А. Бестужева

 

ГАЗК, ф. 1, оп. 2 (пол.), д. 22, л. 38

 

Расписка Елены Александровны Бестужевой о получении письма.

ГАЗК, ф. 1, оп. 1 (пол.), д. 27, л. 8

Joomla templates by a4joomla
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений