[2016 год] 165 лет c образования Забайкальской области
- Подробности
- Опубликовано 20.10.2016 03:57
- Просмотров: 2310
Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, разрабатывая этапы реализации амурской политики, созданию Забайкальской области уделял особое внимание. Огромной территорией генерал-губернаторства эффективно управлять из Иркутска было практически невозможно. Присоединение восточных территорий требовало создания условий для максимально быстрого решения вопроса. Н.Н. Муравьев, учреждая Забайкальскую область, опирался на разработанное М.М. Сперанским «Введение к уложению Государственных законов», учитывал, что области учреждаемые на окраинах государства, имели особенное устройство и управляли ими с учетом «местного их положения» [17, с.11].
Император Николай I вынужден был согласиться с Н.Н. Муравьевым, что создание Забайкальской области, не только позволит мобильно решать вопросы управления, но и одновременно создаст плацдарм для подготовки и проведения амурских сплавов. Кроме того, император согласился с необходимостью создания Забайкальского казачьего войска как основной военной единицы, силами которой будут реализованы присоединение восточных территорий и охрана границы. Указом Правительствующего Сената от 16 августа 1851 г. Забайкалье, тогда состоящее из двух округов Нерчинского и Верхнеудинского, было выделено из Иркутской губернии Восточно-Сибирского генерал-губернаторства и преобразовано в самостоятельную область [3, л. 29-30]. Первым военным губернатором был назначен генерал-майор П.И. Запольский «…с управлением гражданской частью и Наказным Атаманом Забайкальского казачьего войска» [2, л. 2]. Ему вменялось в обязанность определение границ и управление областью.
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(о), д. 336, л. 27
Сведения о том, как происходило установление и уточнение границ содержатся в записке генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева. Он написал 15 мая 1851 г. военному губернатору П.И. Запольскому: «По случаю образования вновь Забайкальской области, требуется определение в точности границ оной. Но сие последнее необходимо назначить ближе и сообразнее с настоящим местным положением и населением граничных мест, ибо, например, черта разделяющая округи Иркутский и Верхнеудинский, из коих первый отошел к Иркутской губернии, а последний к области Забайкальской в некоторых местах не может быть границею губернской, потому, что есть инородческие племена: а может быть и русские, кои числятся в Иркутском округе, а кочевые имеют совместно с жителями другого сопредельного с ним округа Верхнеудинского, и наоборот, что затрудняет в распределении земли и в отправлении службы и повинностей…» [4, л.3-3об]. Далее он обращался к П.И. Запольскому и рекомендовал корректировать действия по установлению границ с Иркутским военным и Якутским гражданским губернаторами. Кроме того, настойчиво советовал проводить границы «…разделяя удобно население жителей и их земли, обозначались преимущественно живыми урочищами, как то: хребтами гор, речками и т.п. По назначению, таким образом, границ и по составлению граничной карты…» [4, л.4-4об.]. При этом генерал-губернатор торопил военного губернатора, просил по быстрее прислать информацию, чтобы в том же году согласовать вопрос о границах Забайкальской области с верховной властью.
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(о), д. 7447, л. 2
В сентябре П.И. Запольский получил подробную записку о границах Нерчинского округа от исправляющего должность исправника Мальцева [4, л.10-15]. Заслуживает внимание ответ помощника начальника Нерчинских горных заводов военному губернатору 17 сентября 1852 г. Он сообщал, что 26 июля поручил управляющему Нерчинской горной чертежной «…скопировать копии карт о произведенных межеваниях и описание местности Якутской, Верхнеудинской и Нерчинской округи (округов)» [4, л.17-17 об.]. В октябре 1852 г. Н.Н. Муравьев просил ускорить выполнение задания. В октябре в Иркутск направлен ответ: «имею честь представить копию составленную с карт о произведенном межевании уездной грани с 1845 по 1852 г. до озера Арейского между округами: Нерчинским, Верхнеудинским и Олекминским / Якутской области:/ и к оной описание местности и урочищ, встречаемых при межевании грани…» [4, 35-35об.]. При этом дополнительно сообщалось, что межевание еще не окончено, его продолжают проводить и позже дополнят подготовленную информацию для составления границы. В этом деле хранится подробная записка «Описание местности и урочищ уездной грани проведенной между округами: Нерчинским, Верхнеудинским и Олекминским (Якутской области)» [4, л. 37-104 об.]. Этот комплекс документов позволяет представить, как проводилась работа по уточнению границ и составлению первой рукописной карты Забайкальской области, которая была создана уже в 1856 г. Подлинник ее хранится в краевом архиве [5]. Карта введена в научный оборот и широко используется исследователями с начала 2000-х годов.
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(об), д. 107, л. 100
Частью плана Н.Н. Муравьева было возведение Читы в статус областного центра. Создание органа управления областью - важнейшая задача, поставленная и блестяще реализованная генерал-губернатором. В деревне Чита тогда проживало 659 человек, а грамотных, подготовленных чиновников, фактически не было. Вместе с тем, в короткий срок, в основном, были переведены в Читу чиновники из Иркутска, Нерчинска, Верхнеудинска и других мест [19, с.5]. Исполняющий должность военного губернатора Забайкальской области в сентябре 1851 года предписывал исполняющему должность Верхнеудинского окружного начальника «… Верхнеудинский окружной суд упраздняется и вместо его учреждается таковой же в Чите, … сделать надлежащее распоряжение о немедленной сдаче Заседателю Хабарову имеющихся там законов, зерцала, суммы, нерешенных дел, канцелярских припасов и принадлежностей, кроме мебели, которую предлагаю продать на месте, … отправить Г. Хабарова с вещами в Г. Читу, снабдив его на перевозку и прогон нужною суммою» [1, л.1]. Новый орган власти первоначально подчинялся Главному управлению Восточной Сибири (ГУВС), в 1851-1884 гг. – Восточно-Сибирскому, в 1884-1906 гг. - Приамурскому, с 1906 – Иркутскому генерал-губернаторам [20, с.61]. Забайкальское областное управление составляли: военный губернатор, который одновременно был наказным атаманом ЗКВ, областное правление и Казенная палата. При правлении состояли четыре чиновника особых поручений (два без содержания), общий журналист, экзекутор (он же казначей и архивариус), областной землемер, два чертежника.
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(об), д. 346, л. 437
Сразу после создания Забайкальской области 20 октября 1851 г. генерал-губернатор сообщал военному губернатору: «…за долгом считаю отозваться: по Забайкальской области из черты коей отнюдь не изъемлется и самое Нерчинское горное правление, все, что доныне находилось в каком либо ведении Иркутской казенной палаты по точному смыслу 13 параграфа Положения для Забайкальской области, должно перейти в точно такое же ведение тамошнего областного Управления, отчислившись совершенно от Иркутской казенной палаты» [6, л.1-1об.]. Так, Н.Н. Муравьев с первых дней образования области подчеркивал ее юридическую самостоятельность, и направлял военного губернатора П.И. Запольского действовать в рамках полномочий самостоятельно, не оглядываясь на губернскую власть.
Вместе с тем, с целью экономии средств создавались не все необходимые для управления учреждения и должности. Должность вице-губернатора была введена в 1856 году военным губернатором М.С. Корсаковым, одновременно было создано четвертое отделение. До этого, в отсутствие военного губернатора, его обязанности исполнял старший советник Забайкальского областного правления [7, л. 46].
Так сложилось, что в Забайкальской области должность вице-губернатора становится ключевой, кроме того, что он возглавлял Забайкальское областное правление, ему приходилось руководить областью во время длительных командировок военного губернатора. В силу географического положения, удаленности от центра России, протяженной внешней границы с Китаем и Монголией, наличием Нерчинского горного округа ведомства Кабинета ЕИВ, тюрем Нерчинской каторги, круг прав и обязанностей военного губернатора был настолько сложен и разнообразен, что часть полномочий были переданы вице-губернатору. Вице-губернатор должен был самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Вице-губернатор отвечал за правильное ведение делопроизводства, что было чрезвычайно важно для организации руководства областью. Судя по документам фонда с одноименным названием, эту работу все 16 служивших в Забайкальской области вице-губернаторов исполняли успешно [18, с.68-74]. Первым вице-губернатором был назначен в феврале 1859 года Апполон Давидович Лохвицкий, который работал старшим советником в областном правлении с 1857 года [8, л.1-3]. Перед отъездом в Иркутск и вступлением в должность генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсаков подписал особую «Записку о заслугах старшего советника Забайкальского областного правления коллежского советника А.Д. Лохвицкого», в которой отмечал, что этот чиновник «…много способствовал к улучшению порядка в производстве дел областного правления… со особым усердием и рвением во время неоднократных отсутствий (Корсакова)…управлял областью» [19. с.266]
Руководимое вице-губернатором областное правление, ведало делами казенной палаты, канцелярии, комиссий: народного продовольствия, строительной, дорожной; а также делами комитетов: о тюрьмах, статистическим, оспенным и общественного здравия. Согласно штатам, утвержденным в декабре 1856 года и 01.11.1858 года, в структуру правления входили: вице-губернатор, он же председатель правления, четыре советника и асессор. Существовали номерные отделения.
Первый отдел заведовал инспекторской, распорядительной, медицинской, учебной и строительной частями. Сотрудники этого отдела разрешали спорные вопросы при исполнении законов, рассматривали приговоры судов, следственные дела по проступкам должностных лиц, жалобы на неправильные действия. Помимо переписки по перечисленным выше предметам, в отделение ежегодно поступало только судебных приговоров и жалоб до 600 [9, л. 25].
Второе отделение ведало делами областного правления вообще, частью строительными, квартирными, делами о ссыльных, крепостными и опекунскими. Со временем оно по ошибке было переименовано в тюремно-каторжное. Восстановлено с 1911 года с возложением на него ведения дел областной полиции.
Третье отделение ведало делами городского хозяйства, ревизской, рекрутской, продовольственной, питейной, соляной и межевой частями, снабжением порохом и свинцом, казенными оброчными статьями. Вело окладные книги о податях и оброчных статьях, рекрутские списки, производило ревизию книг и отчетностей.
Четвертое отделение ведало земской, бухгалтерской, казначейской и контрольной частями: составлением смет, передачей почтовых, обывательских и этапных лошадей в содержание, составлением контрольных отчетов ревизии книг двух казначейств.
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(об), д. 346, л. 455
С развитием края и увеличением населения, штат областного правления оказался недостаточным. В отчете о состоянии Забайкальской области за 1861 год император начертал резолюцию: «Обратить на это внимание Министра Внутренних дел» [9, л. 22 об.], При введении штатов Забайкальской области, высочайше утвержденных в 1888 году, были упразднены IV отделение и должность асессора правления (и редактора Областных ведомостей), при этом была открыта Забайкальская казенная палата. Делопроизводство IV отделения за исключением межевого и незначительная часть дел II отделения были переданы в ее ведение. Поскольку Казенная палата получила в свое ведение менее того, чем ведало IV отделение, нагрузка на три других отделения увеличилась. Между тем, вице-губернатор в докладе военному губернатору 14 июля 1890 года отмечал: «… еще до введения штатов 1888 г. уже признавалось, как местным начальством, так и г. Главным начальником края, что делопроизводство Областного Правления превышает силы личного его состава» [10, л. 1об.]. Он сравнивал штаты Забайкальской области со штатами Иркутской губернии: «…личный состав Забайкальского Областного Правления составляют Вице-Губернатор, 3 советника и 26 других чинов, а всего 30 лиц. В Иркутской же губернии те предметы ведомства, которые в Забайкалье сосредоточены в одном Областном Правлении, разделены между двумя учреждениями собственно Губернским Правлением и Общим Губернским Управлением и ведаются Вице-губернатором, 4 советниками, 3 начальниками отделений и 45 другими чинами, а всего 53 лицами, или почти двойным числом должностных лиц, тогда как Иркутская губерния и по населению и по пространству значительно меньше Забайкальской области, а по степени своего благоустройства стоит далеко выше Забайкалья…» [10, л. 2].
Кроме номерных, при областном правлении существовали именные отделения. В 1851 г. при образовании области была создана должность инспектора медицинской части. Первым инспектором генерал-губернатор Н.Н. Муравьев назначил 14 марта 1852 г. войскового доктора ЗКВ надворного советника Ворожцова [11, л. 10]. Позже появилось врачебное отделение. По штатам от 31 мая 1872 г. 11 ноября 1874 г. отделение состояло из врача, его помощника и делопроизводителя. Областной врач, кроме обязанностей врачебного инспектора, заведовал медицинской частью войска «в пределах дивизионного врача и казачьего населения по званию войскового врача» [12., л. 20]. Отделение выполняло четыре основных фукции: административную, судебно-полицейскую, сельско-врачебную, санитарную. Административная деятельность заключалась в участии в воинских комиссиях и выполнении распоряжений суда, надзоре за аптеками, окружными (уездными) врачами, проводившими судебно-медицинские освидетельствования, проведении врачебного освидетельствования больных, химических экспертиз, транспортировке больных в специальные лечебные заведения, надзоре за санитарным состоянием области, проституцией, следило за соблюдением законности в лечебных заведениях, осуществляло чинопроизводство и награждение медицинских чинов, составляло статистические отчеты.
ГАЗК, ф. 13, оп. 2, д. 86, л. 20
В 1897 г. из ведения врачебных инспекторов была выделена ветеринарная часть. Должность областного ветеринарного инспектора была учреждена 28.04.1897 г. Областные ветеринары были введены в состав областных правлений. Они занимались общим местным надзором, руководили борьбой с эпизоотиями во время разъездов по области и докладывали об этом на областном правлении [13. л.20]. Такое решение вопроса было чрезвычайно важным для Забайкальской области с развитым животноводством.
В Петербурге 3 февраля 1859 г. император подписал «Положение об управлении строительною и дорожною частями в Восточной Сибири» и штаты, по которым при военном губернаторе состояли областной архитектор или инженер, помощник архитектора и кондуктор 2-го класса [14, л. 14]. Решением Государственного Совета с 1 апреля 1897 г. должности архитектора при военном губернаторе и помощника архитектора упразднены. При областном правлении учреждено строительное отделение [15, л. 5-6]. Доклад дел в общих присутствиях возлагался на областного архитектора, за его отсутствием – на младшего инженера или архитектора. Возглавил отделение областной инженер надворный советник Просянников. В ведение строительного отделения входило: ремонт и строительство тюрем, этапных зданий, составление и утверждение проектов, планов и смет, ремонт и прокладка дорог, проведение изыскательских работ, строительство мостов, расчистка фарватеров судоходных рек, осуществление техническо-полицейского надзора, сбор сведений и составление ведомостей, надзор за перевозкой, хранением и применением взрывчатых веществ. Кроме того, отделение занималось строительством всех частных сооружений. Тюремное отделение руководило пенитенциарной системой, управляло Нерчинской каторгой, составлением продовольственных табелей и расписанием доходов и расходов по смете МЮ по тюремной части, строительством тюрем.
Забайкальское областное правление упразднено на основании постановления Совета Народных Комиссаров 15 апреля 1918 года. В ведение Комиссариата по внутренним делам передали все административные дела, типографии и имущество. Служащие строительного, ветеринарного, врачебного и 3-го отделения поступили в распоряжение Комиссариата по делам местного хозяйства [16, л.120].
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(о), д. 15154, л. 6
ГАЗК, ф. 1, оп. 1(о), д. 15154, л. 6об
Источники и литература:
- ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края), ф.13, оп.2, д.86
- Там же, ф.1общ., оп.1, д.11149
- Там же ф.1 общ., оп.1, д.106
- Там же, ф.1общ., оп.1, д.98
- Там же, ф.31, оп. 5, д.2060
- Там же, ф.1общ., оп.1, д.11113
- Там же, д.386
- Там же, д. 336
- Там же, д.15154
- Там же, д. 2684
- Там же, д.35
- Там же, ф. 1, оп. 2( вр.), д. 320
- Там же, оп.2, д.1
- Там же, ф. 1общ., оп. 1, д. 386,
- Там же, ф. 1, оп. 1(о), д. 6960
- Там же, ф. Р-51, оп,1, д.13
- Дамешек Л. М. Губернаторская власть в меняющемся пространстве империи от Петра I до Александра I.//Известия Иркутского государственного университета. Серия «История» - 2016. Т.15. с.
- Казакова Т.П. Вице-губернаторы Забайкальской области./Чита историческая/ Отв. Ред. М.В. Константинов, А.И. Лыцусь; Забайкал, гос, гум.-пед. ун-т. – Чита, 2007. – 176 с.
- Константинова Т. А. Военные губернаторы Забайкалья 1851-1917гг. Чита: Тип.ч.п. Богданова Г.Г., 2001. - 91 с.
- Константинова Т. А. Забайкальская область (1851-1917)// Край, устремленный в будущее. Чит. арх. вестник №15. – Чита: «Экспресс-издательство», 2008. – 196 с.
- Матханова Н. П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков. – Новосибирск: Издательство СО РАН, – 1998. – 428с.
- Свод законов Российской империи. Кн. I. тт. 1-4/Под ред. А. А. Добровольского; сост. Н. Е. Озерецковский, П. С. Цыпкин. Изд. 2-е, доп. По продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг. и позднейшим узаконениям 1911 и 1912 гг.- СПб, 1913.- С.1223-1227
Ведущий архивист отдела НИР и использования документов,
кин Константинова Т. А.
Главный архивист отдела НИР и использования документов
Куриленко И. В.