Статьи

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ОБЛАСТИ

Константинова Т.А., Куриленко И.В.

В предвоенные и военные годы отмечается количественный рост учреждений и очагов культуры в области. К числу позитивных изменений можно отнести развитие периодической печати, являющейся важнейшим средством пропаганды, агитации, организации. С упразднением в 1930 г. округов почти во всех районах области были созданы районные газеты. В Чите выходила газета забайкальских железнодорожников «Отпор». С образованием Читинской области газета «Забайкальский рабочий» была преобразована в областную. В связи с реализацией указания партии о дифференциации печати, о создании для каждого основного слоя читателей особого типа газет, на ряде крупных предприятий издавались многотиражки, в основном отражающие деятельность производственных коллективов. Общий разовый тираж всех печатных газет, издававшихся в области в 1940 г., превышал 160 тысяч экземпляров (Очерки истории Читинской областной организации КПСС. - Иркутск - Чита, 1975). Участие населения в деятельности органов печати нашло выражение в рабселькоровском движении.

Особо следует остановиться на старейшей газете «Забайкальский рабочий», отметившей 35-летие своего существования 21 декабря 1940 г. Руководство газеты стремилось расширить авторский коллектив. В газету писали свыше четырех тысяч человек. В 1940 г. из числа полученных редакцией 8633 писем было опубликовано в газете 3279. За год в разделе «По следам ваших выступлений» было помещено 150 ответов (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1071, л. 78). На протяжении 1937-40 гг. газета систематически занималась вопросами сельского хозяйства в Забайкалье: внедрения передовой агротехники и зооветтехники, звеньевой организации труда, применения передового опыта в полеводстве и животноводстве, роста производительности труда и т.д. На страницах «Забайкальского рабочего» широко освещалось прибытие в колхозы области переселенцев из других регионов. С целью ознакомления с краем газета публиковала целые полосы материалов: «Старое и новое Забайкалье», «Жемчужина Советского Забайкалья» (об Агинском национальном округе) и т.д. В феврале 1941 г. газете предложили подготовить материалы для широкого показа «Забайкальского рабочего» в павильоне печати Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

В годы Великой Отечественной войны основной задачей периодической печати стала мобилизация трудящихся области на всемерную помощь фронту, на самоотверженный труд во имя победы.

В связи с тем что центральные газеты доставлялись в Читинскую область с большим опозданием, на 8-9-е сутки, основным источником информации для населения области, и особенно сельского, являлась областная газета. «Забайкальский рабочий» систематически печатал сводки Совинформбюро, сообщения с фронта, информацию о боевых эпизодах, важнейшие решения партии и Правительства. На ее страницах печатались корреспонденции руководителей предприятий, стахановцев. В газете было напечатано письмо шахтеров Черновских копей с призывом к горнякам создать фонд Верховного Главнокомандования. В эти же дни газета подхватила почин домохозяйки Чумутиной, пришедшей в дни войны работать откатчицей в трест Балейзолото, сыгравший значительную роль в привлечении на производство вторых и третьих членов семей.

В первые месяцы войны во многих газетах сократился приток писем рабселькоров, т.к. актив ушел на фронт, а новый, только что выдвинутый, не имел связей с газетами. Если в июне 1941 г. шилкинская газета «За ударные темпы» получила 176 писем, то в августе - всего лишь 79, в балейской газете «Стахановец» приток писем сократился с 209 до 109. К началу 1942 г. положение стало выправляться. В июле 1942 г. шилкинская газета получила 129 писем, балейская - 142 (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 54об). Газета «Забайкальский рабочий» в работе также опиралась на актив рабселькоров. Их у газеты было 2920. За 1943 г. газета получила 4269 писем, из которых 2104 опубликовала. А за четыре месяца 1944 г. газетой было получено 1500 писем (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1855, л. 440).

В военные годы газеты продолжали широко освещать проблемы сельского хозяйства и промышленности. Наряду с селькоровскими заметками почти все газеты печатали теоретические статьи и консультации по сельскому хозяйству, помогали колхозам планировать работу, отражали ход социалистического соревнования, организовывали обмен опытом, показывали работу фронтовых бригад, развертывание старательской добычи олова и других оборонных металлов, уделяли внимание подготовке молодых кадров и др.

К весне 1942 г. из-за недостатка бумаги, полиграфического оборудования были сокращены объемы и тиражи газет, снижена периодичность выпуска газет. Тираж «Забайкальского рабочего» сократился с 50 000 экземпляров до 42 500. В 1941 г. в области издавалось 26 фабрично-заводских и транспортных газет. К маю 1942 г. осталось 9 многотиражных газет общим тиражом 9100 экземпляров и дорожная газета «Отпор» тиражом 4,7 тыс. (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 6). Необходимость сохранения многотиражек в годы войны была вызвана разными обстоятельствами. Например, газета «Сталинский забой» выходила в районном центре - Черновских копях, где не было районной газеты. Газету читали 5 тысяч рабочих Кадалинского, Ленинского, Тормовского и Ново-Тормовского шахтоуправлений, районной электростанции, стройчасти, совхоза треста Востуголь. «Октябрьский рабочий» выходил на прииске Октябрьском, где проживало до 30 тысяч человек. Прииск был расположен в тайге, вдали от железной дороги, и большую часть года связь с ним поддерживалась самолетами. Газета «За качество» выходила на Сретенской судоверфи. Ввиду оборонного характера предприятия производственная жизнь судоверфи освещалась только в многотиражке. В 1944 г. в области выходило 48 газет, по сравнению с 1943 г. на четыре (две районные и две многотиражные) больше. В том числе одна областная - тиражом 38 250 экземпляров, одна окружная - тиражом 1400 экземпляров, 35 районных газет - тиражом 33 000 экземпляров, 11 многотиражных газет - тиражом 11 700 экземпляров (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1855, л. 41). Все газеты, за редким исключением, выходили регулярно.

В 1944 г. областная газета не имела заведующих промышленным и сельскохозяйственным отделами, работал только один собкор вместо шести. В двух районных газетах не было редакторов. Многотиражные газеты были укомплектованы штатами полностью. Около 50 % редакторов пришли на работу в газеты в дни Отечественной войны. Специальное образование имели только два редактора, 13 окончили двухмесячные газетные курсы. Двадцать редакторов районных газет из тридцати пяти не имели среднего образования (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1855, л. 41об).

Особенной частью печати являлись стенгазеты и боевые листки. Самая густая сеть стенгазет была на предприятиях промышленности и транспорта. Боевые листки как наиболее оперативная форма стенной печати широко привились в колхозах области. Так, за время весеннего сева 1942 г. в колхозах Чернышевского района было выпущено 28 стенных газет, три «окна ТАСС» и более 500 боевых листков. В Карымском районе за весну выпустили 52 стенные газеты и 520 боевых листков (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 57 об).

Существенным недостатком было отсутствие в области своего издательства, что отрицательно сказывалось на росте творческих кадров. Не было возможности печатать агротехнические труды, освещать опыт передовиков, печатать материалы по истории края, издать готовившийся сборник «Забайкалье в дни Отечественной войны». Область плохо снабжалась литературой: ранее собранный книжный фонд составлял 700 000 книг. Маститые писатели, такие, как Марков, Седых, Луговской, печатались преимущественно в газетах. Секретарь обкома ВКП(б) И.А. Кузнецов 25 ноября 1944 г. направил секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову докладную записку с просьбой разрешить организацию в Чите в 1945 г. областного издательства. Область располагала возможностями для успешной работы издательства: необходимой полиграфической базой, кадрами местной интеллигенции, многочисленными кадрами штаба Забайкальского фронта; многие из них могли писать и печататься.

Особую роль в Читинской области играло радиовещание. Из-за большой территории и труднодо-ступности некоторых районов радиовещание зачастую выступало единственным средством информации, играло мобилизующую роль в организации борьбы с фашизмом. Первый радиотрансляционный узел в Чите был смонтирован в 1928 г. Он обслуживал тогда всего лишь 30 радиоточек. В 1933 г. в Чите было уже 3400 радиоточек. В августе 1934 г. в Чите был образован областной комитет по радиовещанию. А в ноябре того же года была пущена в строй Читинская широковещательная станция «РВ-52». В 1940 г. в районах области работали 101 трансляционный радиоузел и 34 тысячи радиоустановок (Очерки истории Читинской областной организации КПСС. - Иркутск - Чита, 1975).

Работа областного радиокомитета была построена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность населению слушать основные общественно-политические передачи центрального и местного вещания. Областное вещание осуществляли шесть редакций: общественно-политическая, последних известий, молодежная, детская, литературно-драматическая, музыкальная. В 1942 г., по указанию ЦК ВКП(б), было организовано радиовещание по телефонным проводам в 225 сельсоветах, т.к. целый ряд колхозов не был радиофицирован. С октября 1942 г. для пяти северо-восточных районов области организовали передачу материалов областного вещания в объеме одного часа. С июля по сентябрь 1942 г. было передано через микрофон 99 статей местных авторов. За это же время выступило 29 местных руководящих партийных и советских работников, передовиков промышленности, транспорта и сельского хозяйства области. Редакция последних известий ежедневно делала по три выпуска; кроме того, два раза в неделю делался специальный сельскохозяйственный выпуск последних известий. За три месяца редакция подготовила 272 выпуска последних известий, в том числе 104 передачи по материалам местных авторов, 20 - по материалам ТАСС и 78 - по материалам местных газет. Те же темы освещались и в молодежном вещании. Материалы детского вещания за этот период, в основном, были посвящены участию школьников в сельхозработах (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 52). В 1943 г. среднесуточный объем вещания составлял 9 часов 27 минут, из них на местное вещание приходилось 5 часов 1 минута и на ретрансляции Москвы и Иркутска - 4 часа 26 минут. Сводки Совинформбюро передавались шесть раз в день, в том числе пять раз путем ретрансляции Москвы и один раз по телефонным проводам - для колхозов и сельских советов. В 1943 г. по вопросам промышленности и транспорта было дано 147 статей, регулярно проводился цикл передач «Стахановцы у микрофона», один раз в неделю - специальная передача для железнодорожников, один раз в неделю - для учителей, родителей и общественности. Ежедневно в четырнадцатиминутной передаче освещались вопросы сельского хозяйства. У радиослушателей пользовались успехом передачи литературной редакции, которая сумела организовать авторский коллектив из начинающих писателей, а также поэтов и писателей Забайкальского фронта. Редакцией был проведен конкурс на лучшее прозаическое и поэтическое произведения. Передавались произведения классиков русской литературы и советских писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого, Шевченко, Чехова, Горького, Тургенева, Короленко, Эренбурга, Соболева, Алигер, Кассиля, Тренева, Симонова, Лебедева-Кумача, Паустовского, Михалкова, Суркова, Инбер. В 1944 г. были радиофицированы все районные центры области, крупные рабочие поселки и села. Действовало 96 узлов, из них 53 Наркомата связи и 43 ведомственных. Работало 3912 радиоточек. Несмотря на установку 1988 новых радиоточек, количество действующих сократилось из-за слабой организации ремонта и реставрации репродукторов.

Кадрами аппарат облрадиокомитета и редакции узлового вещания были укомплектованы не полностью. На 1.1.1944 г. в аппарате облрадиокомитета работало 53 человека вместо положенных по штату 69, в редакциях узлового вещания - 43 (в том числе 11 по совместительству) вместо 63. Имеющийся состав сотрудников был недостаточно квалифицирован. Ощущался острый недостаток в исполнителях: радиокомитет не имел вокалистов, скрипача, концертмейстера (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1855, л. 46).

В 1944 г. местное районное радиовещание работало в 28 районах. Местные редакции проводили вещание для райцентров, совхозов и МТС по телефонным проводам. Всего радиослушание по проводам было организовано в 234 сельсоветах, 234 колхозах, 32 МТС, 12 совхозах, 32 рудниках. Районные узлы работали от 4 до 11,5 часов в сутки. Тем не менее, бюро обкома, состоявшееся 15.02.44 г., признало, что «хозяйство радиофикации и работа радиоузлов в области находится в неудовлетворительном состоянии». Был отмечен низкий политический и литературный уровень многих материалов, слабая связь радиокомитета с районами, предприятиями, колхозами. Большинство редакторов местного радиовещания имели стаж работы менее одного года. В порядке решения бюро обкома ВКП(б) в области было создано шесть новых редакций местного радиовещания. Количество радиоточек увеличилось до 669 (там же, л. 47). Были проведены 20-дневные курсы-семинар радиотехников.

Одной из новых форм клубных учреждений, появившейся в первые годы советской власти, стали избы-читальни, красные палатки, красные юрты и т.д. Они формировались как опорные очаги распространения идей советской власти и культурных начал в отдаленных и труднодоступных районах. В 1940 г. в колхозах области было 590 клубов и изб-читален. В районных центрах работало 27 домов культуры. На промышленных предприятиях действовали сотни рабочих клубов и красных уголков (Очерки истории Читинской областной организации КПСС. - Иркутск - Чита, 1975). По состоянию на 1 октября 1942 г. в области имелось 596 изб-читален, 26 районных домов культуры (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 62). В военные годы избы-читальни проводили большую работу. На полевых станах во время посевных и уборочных кампаний она выражалась в беседах, громких читках, сообщениях Советского информбюро, рассказах о боевых эпизодах Великой Отечественной войны, организации соцсоревнований, досок показателей выполнения производственных планов, выпуска боевых листков и т.д. Образовательный уровень сотрудников культурно-просветительных учреждений был низким. Из 775 человек только четверо имели высшее образование, четверо - незаконченное высшее, 142 - среднее, 419 - незаконченное среднее и 134 - начальное. Стаж менее одного года имели 539 человек, от одного года до трех лет - 183 человека и свыше трех лет - только 53 человека (там же, л. 62). Объяснялось это тем, что заведующие избами-читальнями находились в ведении сельсоветов и правлений колхозов, которые могли, по своему усмотрению, назначать, снимать, переводить на другую работу. Из-за низкой оплаты труда (140-160 руб. в месяц), выплачивавшейся зачастую не вовремя, некоторые избачи оставляли работу. К тому же, значительное число их работало по совместительству, что тоже сказывалось на качестве работы. Часто финансирование изб-читален сельскими советами, на бюджете которых они состояли, проводилось неудовлетворительно, поэтому избы-читальни были плохо оборудованы: не хватало культинвентаря, книг, мало выписывалось периодической литературы. Тем не менее, это была хорошая форма организации культурного досуга людей, выявления и развития народных талантов. При избах-читальнях, клубах, Домах культуры, культбазах работали кружки художественной самодеятельности, которые в годы войны выступали с концертами перед колхозниками, рабочими, ранеными в эвакогоспиталях. Силами агитбригад проводились беседы, ставились пьесы, велась работа по организации сбора подарков для Красной Армии.

Наряду с избами-читальнями основными формами политико-просветительной работы являлись ликпункты, народные дома, библиотеки. Материальная часть библиотек края была очень слабой: не было средств на открытие стационарных библиотек, на комплектование фондов уже имеющихся. К деятельности библиотек привлекалась широкая общественность: красные чтецы, книгоноши, библиотечные уполномоченные и др. К 1927 г. на территории области работало 197 массовых библиотек с фондом 266 тысяч экземпляров. Великая Отечественная война поставила перед библиотеками массу проблем: сокращение производственных площадей, нехватку кадров, топлива, электроэнергии и т.д. Сеть библиотек сократилась почти вдвое. По состоянию на 1 октября 1942 г., в области имелись библиотеки: одна областная, одна окружная, 32 районных, две городских, четыре детских, 79 сельских (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 62). Но и в этих условиях библиотеки делали все возможное для доступности книжных фондов широкому кругу читателей. В области была развернута широкая массовая работа в местах наибольшей концентрации людей - мобилизационных пунктах, госпиталях, общежитиях эвакуированных. Было скомплектовано и разослано в районы 700 передвижных библиотечек (Куренная И.Г., Кукулеску В.Г. Библиотечное дело // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. - Т. 1. - Новосибирск: Наука, 2000. - 301 с).

Одним из наиболее действенных видов агитации и средств популяризации знаний, культурного воспитания народа являлось кино. В предвоенные годы кинофикация области развивалась довольно быстрыми темпами. Количество звуковых киноустановок увеличилось со 120 в 1939 г. до 258 в 1940 г. Всего в области в 1940 г. работало 305 киноустановок, отдаленные села обслуживали 47 передвижек (Очерки истории Читинской областной организации КПСС. - Иркутск - Чита, 1975). В апреле 1941 г. в Чите имелось три кинотеатра: «Забайкалец» на 560 мест, «Пионер» на 270 мест и «Комсомолец» на 500 мест. Из перечисленных кинотеатров самым лучшим (здание, оборудование и киноаппаратура) считался «Комсомолец». Но поскольку он занимал бывшее церковное здание, в котором не было произведено специального оборудования, звук искажался, из-за чего население в кинотеатр почти не ходило, ввиду чего кинотеатр финансовый план и план по обслуживанию зрителей систематически не выполнял. В Чите на 1 янв. 1939 г. имелось 102000 жителей. На такое количество жителей двух кинотеатров было не достаточно, а вновь строящийся кинотеатр на 800 мест на 1941 г. был законсервирован (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1066, л.л. 6-7). На 1 октября 1942 г. в области работало 87 установок, из них городских - 27, сельских - 60. Из всего количества киноустановок 46 были кинопередвижками. И несмотря на то, что вся киносеть в 1942 г. работала лучше, чем в 1941 г., план по посещаемости и валовому сбору, особенно по сельским киноустановкам, не выполнялся. Неудовлетворительная работа кино объяснялась рядом причин: отсутствием киномехаников, запасных частей, электроэнергии, горючего, плохой работой областного и районных управлений по делам кинематографии, бесплановой работой кинопередвижек, в связи с чем отдаленные колхозы почти не обслуживались. Неудовлетворительно обстояло дело и с подготовкой кадров для киноустановок. Так, по плану в области должно было быть 165 киномехаников, фактически же имелось 95 человек. В течение 1942 г. было подготовлено через местные курсы - 52 человека, через красноярские курсы - 14 человек. Всеми киноустановками государственной сети за период уборочной кампании 1942 г. было проведено 13 лекций, 18 докладов, 514 бесед, выпущено 147 световых газет (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 53).

В военные годы в области была насыщенной и разнообразной театральная жизнь. Первая попытка создания в Чите стационарного театра, не увенчавшаяся успехом, была сделана в 1936 г. Следующей попыткой стало создание Читинского театра музыкальной комедии в 1937 г. Но уже в первый театральный сезон были арестованы по обвинению в шпионаже художественный руководитель - главный режиссер А.С. Айканов, артист-премьер Б.Я. Делямар, балетмейстер Ю.Ю. Савицкий и еще десять человек. Обвиняемые были расстреляны, а труппа распущена в 1939 г. Осенью 1939 г. в Читу на двухлетние гастроли приехал Куйбышевский драматический театр им. ХХ-летия РКСМ. В 1940 г. труппа пополнилась профессиональными актерами, главным режиссером стал В.Р. Истомин-Кастровский, режиссером - Ю.Г. Лапа-Старженецкий, главным художником - В.В. Тележинский. В этом составе театр работал в годы Великой Отечественной войны (Баева В.В. Театральное искусство //Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. - Т. 1. - Новосибирск: Наука, 2000. - 301 с). За годы войны коллективом театра было поставлено 38 новых спектаклей. Основную часть репертуара составляли спектакли на патриотическую тему, при этом особенно популярными были классика и исторические пьесы: «Ключи Берлина» М.С. Гуса и К.Я. Финна о событиях русско-прусской войны XVIII в., «Надежда Дурова» К. Липскерова и А. Кочеткова, «Олеко Дундич» М.А. Каца и А.Г. Ржешевского и др. За первые одиннадцать месяцев войны было дано 154 шефских спектакля. В частях Забайкальских военного и пограничного округов пользовались большим успехом спектакли по пьесам советских авторов: Н. Погодина - «Лодочница» и «Кремлевские куранты», К. Симонова - «Так и будет» и «Парень из нашего города», А. Крона - «Флот», А. Корнейчука - «Фронт» и «Платон Кречет». Несмотря на то, что в Читу не эвакуировали театры, на сценах Окружного дома Красной Армии и Летнего театра давали представления гастролирующие труппы: ленинградский «Новый театр» (ныне - театр им. Ленсовета), Московский центральный театр транспорта (ныне - Московский театр им. Н.В. Гоголя), московский театр «Ромэн», Киевский и Харьковский театры оперы и балета, иркутские театры музыкальной комедии и юного зрителя. Давали концерты оркестр под руководством И.О. Дунаевского, ансамбль песни и пляски И. Моисеева и др. «Новый театр», Московский центральный театр транспорта много ездили по области, по заставам и воинским частям. Эти гастроли продолжались до начала 1944 г., до массового возвращения театров из эвакуации. После окончания войны в области остались два профессиональных коллектива: областной драматический театр и областной театр кукол (Баева В.В. Театральная жизнь Читинской области в годы Великой Отечественной войны // Великая победа армии и народа 1941 - 1945 гг. Сборник- научных статей. - Чита, 2005. - 213 с).

Важным инструментом идеологического и политического воздействия являлись музеи. Им предписывалось не допускать идеализации прошлого, отдельных исторических событий и личностей, а показывать преимущества социалистического образа жизни и направлять внимание на освещение опыта революционной борьбы трудящихся по дальнейшему подъему экономики. С 1930 г. Читинский музей прекратил издание своих ежегодных отчетов и ученых трудов. Характерной чертой того времени было приспособление церковных зданий под музеи. В 1938 г. Нерчинскому музею, находившемуся на грани исчезновения, передали здание Воскресенского собора. При участии краеведов Г.С. Новикова-Даурского, Д.Е. и М.С. Подойницыных началось восстановление экспозиций музея. Тяжелый урон музейному делу нанесли репрессии 30-х годов, в результате которых Читинский музей остался без опытных руководящих и научных кадров (А.Н. Добромыслов, П.А. Окунцов, Л.Я. Орлов, И.А. Софронов, Б.Д. Замошников). В тяжелых условиях прошли 1936 и 1937 гг. Не было средств для проведения ремонта, не было кадров. Сотрудники не имели законченного высшего образования, музейной подготовки и опыта. В 1937 г. не было научных экспедиций. В связи с этим в краеведческих музеях создавалась новая структура отделов. В результате реорганизации 1938 г. в Читинском музее определились отделы: природы, истории колонизации края и историко-революционный, социалистического строительства с подотделами промышленности и сельского хозяйства, отдел искусства с подотделом - искусство сопредельных стран. Отделы археологии и этнографии включались в экспозицию по истории и колонизации края. Отдел социалистического строительства являлся ведущим и основным. В 1939 г. в музее открылась выставка, посвященная жизни и деятельности И.В. Сталина. На первой областной выставке картин, открывшейся в феврале в 1940 г., были представлены работы Кашкарова, Хлыновского, Иванова, Пляскина, Смиренина и других художников. В апреле 1940 г. в музее была организована передвижная выставка из Государственной Третьяковской галереи. На ней экспонировались работы Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, В. Тропинина, В. Перова, И. Шишкина, И. Крамского, Н. Ге, В. Верещагина, В. Маковского, В. Сурикова, И. Левитана и др. В годы Великой Отечественной войны ассигнования на содержание музеев были значительно сокращены. В 1941 г. Читинский музей получил статус областного краеведческого музея. По состоянию на 1 октября 1942 г., в области работал один областной музей и один районный. Сретенский краеведческий музей, из-за отсутствия сотрудника, был закрыт (ГАЧО, ф. П-3, оп. 1, д. 1338, л. 62). В 1941 г. в Читинском областном краеведческом музее, возглавляемом директором Н.А. Цыбенко, работало 14 человек, к концу года в нем осталось только три научных сотрудника, в их числе ученый секретарь Н.С. Тяжелов и заведующий отделом природы Е.И. Павлов. За 1941 г. музей посетило 12862 человека. Е.И. Павлов осуществил шесть выездов в поле для сбора птиц и млекопитающих. В августе 1941 г. в музее был открыт раздел «Полезные ископаемые Забайкалья». Выставочная деятельность в военные годы носила героико-патриотический характер. В 1941 г. в музее открылась выставка «Героическое прошлое русского народа и Великая Отечественная война с немецкими оккупантами», дополненная в 1942 г. трофеями, привезенными с фронта. На выставке экспонировали оружие русского и иностранного производства. К концу 1941 г. в музее открыли выставку «Борьба китайского народа за свою независимость». В июне 1944 г. музей посетил вице-президент США Г. Уоллес. Н.С. Тяжелов, собравший богатый краеведческий материал по истории Читы, в 1944 г. подготовил выставку, посвященную истории города. В 1945 г. на выставке в музее были показаны забайкальцы - Герои Советского Союза (Закаблуковская Н.Н. Музейное дело // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. - Т. 1. - Новосибирск: Наука, 2000. - 301 с).

В предвоенные и военные годы осуществлялось усиленное партийное руководство культурно-просветительными учреждениями Читинской области. В этот сложный период истории Забайкалья развивалась периодическая печать, радиовещание становилось массовым и играло особо важную роль как единственное мобильное средство информации для жителей области. Несмотря на нехватку подготовленных специалистов, отсутствие финансирования, продолжали работать библиотеки, избы-читальни, коллективы художественной самодеятельности, развивалась кинофикация. В военные годы важную роль в культурной жизни области играли Читинский драматический и кукольный театры. В силу сложившихся обстоятельств в области гастролировали труппы ведущих театров страны, работали эвакуированные в Читу известные артисты и режиссеры. Военно-патриотическая и историческая тематика театральных постановок и пьес пользовалась большой популярностью у зрителей. Центром культурной жизни Читы оставался областной краеведческий музей. Несмотря на предельную идеологизацию культурно-просветительные учреждения области выполняли свою основную задачу мобилизации и объединения забайкальцев на борьбу с фашистской Германией.

Joomla templates by a4joomla
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений